Изобретение Toshiba набирает популярность
Именно Toshiba в 1980 году создала первый в мире инверторный кондиционер. Недавно японский Институт электротехники наградил Toshiba Carrier Corporation за это изобретение. Награда “Шаг вперед в электротехнике” вручается институтом за наиболее важные открытия и разработки в этой области за весь 20 век.
На фото – первый в мире бытовой кондиционер с инвертором. Корпус внутреннего блока не пластиковый, а из темного дерева!
Инверторная технология признана одной из революционных в кондиционировании воздуха. Коммерческий кондиционер с инвертором выпустили в 1980 году, а уже в декабре 1981 года появились бытовые инверторные кондиционеры. Сейчас более половины кондиционеров в мире и до 90% в Японии – именно инверторного типа.
Блок инвертора. Встраивался в наружный блок сплит-системы Toshiba.
Первый бытовой кондиционер с инвертором – наружный и внутренний блоки, пульт управления.
Большинство кондиционеров Toshiba, которые продаются сейчас в России, именно инверторного типа. Например, инверторная сплит-система Toshiba RAS-13N3KVR-E может работать на любой мощности, начиная от такой низкой как 0,8 кВт, до такой высокой как 4,1 кВт. Кондиционер быстро охлаждает или согревает комнату, а затем продолжает работать на небольшой мощности, бесшумно и точно поддерживая температуру.
Современный инверторный кондиционер Toshiba
Преимущества инверторного кондиционера
- комфорт: желанная температура быстро достигается и точно поддерживается.
- экономию энергии, благодаря точному цифровому регулированию мощности и эффективному компрессору постоянного тока.
- надежность и более тихая работа благодаря исключению циклов включения/выключения компрессора
Недостатки инверторного кондиционера
Как и любая технология, инверторное управление имеет недостатки. Для покупателя бытового кондиционера самый заметный недостаток – это цена. Инвертор дороже обычного кондиционера, хотя с развитием технологии разница в стоимости снижается (в 2016 году составляет 2-5 тысяч рублей). Кроме того, сложный блок электроники в инверторном кондиционере более чувствителен к перепадам напряжения в сети.
И наконец, наружный блок инверторного кондиционера тяжелее обычного процентов на 20-25. Впрочем, монтировать на стену панельного или кирпичного дома без проблем можно любой бытовой кондиционер.
Отличия в работе инверторного и обычного кондиционера воздуха
9 Как отключить электрические цепи
Последним этапом перед демонтажем необходимо произвести отключение электрических цепей. Делать это можно только после удаления остатков хладагента. Найти место отключения очень просто – чаще всего оно находится на задней стороне наружного блока кондиционера.
Если найти схему не получается, или она кажется слишком сложной, то стоит перед отключением зарисовать всю схему. Отсоединять следует только те проводники, которые идут от внутреннего модуля к внешнему блоку. Кроме того, может возникнуть необходимость демонтировать сетевую подводку. Сделать это довольно сложно, так как она находится внутри здания.
После того, как все отсоединено, можно приступить к демонтажу внешнего блока с кронштейнов. Если все делать согласно инструкции, то никаких проблем с последующей установкой на место и включением не возникнет.
10 Как работать манометрической станцией
Корпус станции представляет собой блок. На боковой его поверхности расположено два патрубка. От них идут две разных трубки.
- Та, которая тонкая, обеспечивает передачу жидкого хладагента от конденсатора к испарителю.
- Благодаря толстой трубке в блок конденсатора поступает газ-фреон.
На каждом штуцере имеется специальный клапан. Он нужен для того, чтобы перекрывать подачу фреона.
Заполнение конденсатора фреоном производится по стандартной системе.
- Защитные крышки патрубков и ниппелей демонтируются.
- Ниппель соединяется с коллектором.
- Кондиционер включается и настраивается режим максимального охлаждения.
- После этого следует выждать 4-5 минут и перекрывать клапан патрубка, который отвечает за подачу жидкого фреона. Данным действие прерывается подача хладагента в испаритель.
- Контроль давления выполняется с помощью манометра.
Для последнего этапа работы с манометрической станцией обязательно нужен помощник. Дело в том, что как только на индикаторе будет показатель -1 Мпа, необходимо сразу же перекрыть газовый штуцер. Если промедлить, то насос компрессора начнет работать на холостых оборотах, а это негативно скажется на работоспособности всего кондиционера в целом.
Стоит ли использовать универсальные платы
Платы универсального назначения пригодны для монтажа в большинство кондиционеров, однако сфера их использования не выходит за определенные границы:
- Их можно устанавливать только в кондиционеры «on-off» типа (неинверторные).
- Такие элементы контроля применимы только для установки в кондиционеры с двигателями вентилятора, имеющими дополнительные обмотки. При управлении двигателя ШИМ кондиционер с универсальной платой будет работать на максимальных оборотах. Для таких случаев приобретают гасящие резисторы.
Отличия дорогих элементов управления от дешевых:
- Встроенная функция restart. После выключения питания и его последующем возобновлении устройство продолжит работу в прежнем режиме.
- Оснащение датчиком температуры испарителя. Этот элемент предотвращает обмерзание внутреннего теплообменника.
- Наличие корпуса, на котором крепится элемент.
Стоит разобраться и с особенностями установки универсальной платы в кондиционер.
Стоит ли использовать универсальные платы
Платы универсального назначения пригодны для монтажа в большинство кондиционеров, однако сфера их использования не выходит за определенные границы:
- Их можно устанавливать только в кондиционеры «on-off» типа (неинверторные).
- Такие элементы контроля применимы только для установки в кондиционеры с двигателями вентилятора, имеющими дополнительные обмотки. При управлении двигателя ШИМ кондиционер с универсальной платой будет работать на максимальных оборотах. Для таких случаев приобретают гасящие резисторы.
Отличия дорогих элементов управления от дешевых:
- Встроенная функция restart. После выключения питания и его последующем возобновлении устройство продолжит работу в прежнем режиме.
- Оснащение датчиком температуры испарителя. Этот элемент предотвращает обмерзание внутреннего теплообменника.
- Наличие корпуса, на котором крепится элемент.
Стоит разобраться и с особенностями установки универсальной платы в кондиционер.
Чистка внешнего блока
Внешний блок моют самостоятельно, если он расположен в доступном месте. В противном случае нужно вызывать высотников. Наружное устройство чистят один раз за сезон. Отсутствие сервисного обслуживания минимум раз в год снижает производительность кондиционера.
Во время чистки внешнего блока все электрические элементы должны быть защищены от влаги
Порядок действий при чистке кондиционера своими руками:
Выключить оборудование, вытащить вилку из розетки.
Мокрой тряпкой очистить внешние поверхности наружного блока.
Снять защитную решетку и пропылесосить все доступные детали очень осторожно, так как они покрыты защитным слоем. Если его повредить, начнет образовываться ржавчина и оборудование быстро придет в негодность.
При помощи шланга, подключенного к крану, промыть внутренности под напором.
Собрать и прикрутить болтами внешнюю решетку.
При работе с внешним устройством нужно обратить внимание на состояние медных труб. Если они замерзают (имеется иней), значит есть утечка фреона, и нужно вызывать специалистов для ремонта и дозаправки
Нормальными являются потери хладагента до 8 % в год. В норме признаков льда не должно быть.
Где купить защитный элемент
Предохранитель с выводом под пайку
Приобрети защитный элемент можно на радиорынке, в пункте продажи электротоваров или в хозяйственном магазине. Существует несколько разновидностей защитных элементов:
- Помещенные в зажимные колодки и защищенные сверху пластиковым чехлом, который предотвращает разбрасывание осколков во время срабатывания.
- Иногда используются детали, имеющие выводы под пайку – они более дефицитные, однако легче заменяются обычными – путем напайки.
При покупке предохранителя учитывать номинал детали. Показатель допустимого напряжения должен быть таким же, как у старой детали.
Назначение предохранителя
Принцип работы плавкого предохранителя
Отличительная особенность плавких предохранителей – они не могут гарантировать полноценную защиту радиодеталей сплит-системы от повреждения. Это обусловлено тем, что они являются инерционными элементами. Такие детали призваны предотвращать пожар и более серьезные аварии, вызванные чрезмерно высоким током.
Внутренние элементы помещены в капсулу из керамики или стекла. В ней находится металлическая проволока, по которой может протекать только ток определенной величины. Если ток превышает допустимую величину, проволока плавится, а электрическая цепь размыкается. Благодаря э
тому защищаются провода и плата кондиционера.
Резкое повышение силы тока может быть вызвано коротким замыканием или другими причинами.
Как пользоваться манометрической станцией, чтобы заправить кондиционер
Первый раз рекомендуется посмотреть, как измеряет давление манометром специалист, а затем заполняет систему фреоном. Без опыта не стоит браться за подобную работу.
При дозаправке нужно соблюдать правила:
- если в системе осталось не менее 30 – 50% хладагента, вакуумирование можно не проводить, если меньше указанного количества – процедура проводится полностью – сначала осушается система, затем вакуумируется, затем заполняется;
- после дозаправки проверяется на герметичность и опрессовывается азотом (прибора для этой цели может не быть у рядового гражданина);
- если нужно добавить масло, то его рассчитывают по весу – не больше и не меньше, чтобы не изменять химические характеристики хладагента;
- если проверять количество заправленной жидкости по температуре, нужно иметь специальный прибор, который стоит достаточно дорого, чтобы покупать его на один раз;
- одновентильным манометром, измеряющим всасывание, пользуются только при включенном компрессоре.
Этапы работы:
- При помощи баллона с жидким азотом осушают систему.
- Вакуумным насосом удаляют остатки влаги и азота.
- В специальные весы через манометрическую станцию заправлют необходимое количество фреона (сколько и какой марки – написано в инструкции).
- Включают и ждут, пока жидкость закачается в магистраль.
Чтобы проверить фильтр в автомобильном кондиционере, степень засорения испарителя, работу компрессора используют метрологическую станцию и подключают магистраль высокого давления. Для простой дозаправки подключать станцию высокого давления необязательно.
Демонтаж кондиционера своими руками
Что надо учитывать для кондиционеров без зимних опций:
- При положительной температуре на улице необходимо будет включать кондиционер на охлаждение и дожидаться, когда включится компрессор, и пойдет холод из внутреннего блока. Нужно чтобы температура в комнате была достаточной для включения кондиционера. Подробнее читайте здесь;
- Если требуется демонтировать прибор при отрицательной температуре, то можем обойтись без его включения (использовать его при низких температурах не допускается). В этом случае просто перекрываем сервисные краны, затем стравливаем остаток фреона из «трассы». При отрицательных температурах основная часть фреона конденсируется во внешнем блоке, и его потеря будет не столь значительна.
Для демонтажа кондиционера своими руками потребуется: манометрический коллектор, набор шестигранников, отвертка крестовая, разводной ключ, нож.
1. Подключаем манометры к сервисному разъему внешнего блока (толстая трубка). Откручиваем крышку (если она установлена) и заглушки кранов (но не гайки трубок).
Внимание! Прикручивать манометры нужно быстро и до конца, т.к. при этом будет выходить фреон под давлением! Обязательно учитывайте это и пользуйтесь перчатками
Фреоном можно получить ожог!
2. Затем включаем кондиционер на охлаждение. Ждем, когда включится компрессор и давление в контуре поднимется.
3. Если температура на улице отрицательная — просто закрываем краны. При положительной температуре следуем данной инструкции. Действия необходимо осуществить при работающем компрессоре быстро и правильно (сначала подробно изучить).
шестигранником начинаем закрывать кран жидкостной трубки (тонкой) до конца. После чего давление начинает опускаться до 0 bar (на это уходит примерно 5-15 секунд) (смотрим на манометр).
как только давление пересекло отметку 0 bar на манометре – быстро (но аккуратно) закрываем кран газовой трубки (толстой) до конца. И сразу (в течение 5 секунд) выключаем кондиционер с пульта (может потребоваться помощь напарника). Всё – теперь фреон во внешнем блоке.
При закручивании кранов их не надо сильно затягивать.
4. Отключаем «питание» кондиционера.
5. Снимаем манометры. Откручиваем гайки трубок у внешнего блока
При этом будет стравливаться остаток фреона из внутреннего блока.
Важно! сразу заклеиваем штуцеры и концы трубок, во избежание попадание малейшей пыли.
6. Откручиваем верхнюю крышку наружного блока
Записываем, как подключены межблочные провода к внешнему блоку. Отсоединяем их. А также отключаем кабель «питания» и другие дополнительные провода (если таковые имеются).
7. Далее можем откручивать внешний блок от кронштейнов и снимать его. Если требуется – снимаем кронштейны.
8. Аккуратно выпрямляем трассу и освобождаем отверстие. Здесь, вероятно, придется обрезать концы трубок, чтобы снять гайки (сразу не забываем заклеить). Термофлекс и дренаж также можно срезать. Скотчем стягиваем «трассу». Снаружи всё готово!
9. Далее отщелкиваем внутренний блок от нижних клипс. Конструкции бывают различные!!! Как это делать читайте в следующей статье.
10. Снимаем (вверх) с пластины внутренний блок. И вытаскиваем блок вместе с трассой. Здесь потребуется помощь напарника.
11. Откручиваем пластину. Отверстие можем запенить.
12. Пульт и пластину прикрепляем к снятому прибору, чтобы впоследствии не потерять.
Кондиционер включён-компрессор не запускается, напряжение с внутреннего блока на него не приходит.
Коды ошибок уже посмотрели, датчики низкого/высокого давления, температурные датчики на испарителе и конденсаторе, если требуется, тоже.
Находим реле компрессора,по распиновке определяем выводы управляющей обмотки, измеряем её сопротивление — оно находится в пределах, примерно 0.5-2 кОм (500-2000 Ом).
Только нужно учесть, что обмотку часто шунтируют диодом (подключают параллельно), поэтому при измерении в одну сторону прибор может показывать одно значение, а если поменять щупы местами, то другое, т.к. диод в одну сторону проводит эл. ток, а в другую нет.
В случае отсутствия схемы на корпусе, управляющую обмотку можно найти методом исключения — где выводы контактной группы вы уже знаете, с обратной стороны на плате они дублируются, находим их там (измеряем сопротивление между контактами сверху и контактными площадками на другой стороне-оно должно стремиться к нулю).
При обрыве в обмотке реле меняем.
А вот если её сопротивление в норме, необходимо измерять напряжение на ней — 12 В постоянного тока ( точное значение смотрим на корпусе)
Если напряжение есть, а контакты реле не замкнуты (напряжение 220 V AC приходит, но с другого контакта не уходит), то реле также меняем.
В случае если нет управляющего сигнала на обмотке реле, то возможно неисправна буферная усилительная микросхема, которая усиливает сигналы от процессора, про них смотрим в третьей части.
Но можно ли заменить кондиционер на более продвинутую климатическую систему?
Сам климат-контроль по размерам ненамного превосходит автокондиционер, то есть с точки зрения эргономики особых проблем не возникнет. Большая часть проблем связана с установкой дополнительных узлов (например, кожуха печки или панели управления) и их правильного подключения в единую систему. Но главным недостатком такой процедуры считается её достаточно высокая стоимость. Приобретение климатической установки обойдётся вам в несколько тысяч долларов, при этом нужно будет подбирать такой климат-контроль, который потребует минимальных доработок автомобиля.
Зато вы получите возможность наслаждаться комфортным микроклиматом, совершенно не заботясь о его поддержании. А значит, водитель будет меньше отвлекаться от оценки дорожной обстановки, что повысит уровень безопасности, особенно при частых поездках в условиях плотного городского трафика.
Безусловно, если для вас изменение внутрисалонной температуры на 1-2 градуса совершенно не критично, климат-контроль может оказаться лишней опцией, но большинство людей чувствительно даже к небольшим изменениям микроклимата. А если учесть, что современные климатические установки позволяют проявить заботу и о пассажирах, то необходимость замены автокондиционера на климат-контроль для многих автовладельцев становится более чем очевидной.
Безусловно, вполне можно доверить подобную работу профессионалам, но в этом случае ваши расходы могут удвоиться. Поэтому многие предпочитают выполнять такую замену самостоятельно. А мы, в свою очередь, постараемся описать все нюансы этой достаточно сложной в осуществлении и ответственной операции.
Как установить радиатор обратно?
Процесс установки является зеркальным отражением процесса его снятия. Нужно обязательно внимательно проследить, чтобы он был надежно прикручен и не шатался.
Проверить качество проделанной работы можно только после заправки кондиционера и его установки. Поэтому, следует тщательно подходить к каждому процессу, чтобы потом не переделывать все сначала.
Еще одно подтверждение того, что все нужно делать максимально качественно: рабочее давление составляет 15-25 кг. На первый взгляд не очень большой показатель, но, при длительной работе, на него возлагаются огромные нагрузки.
Демонтаж кондиционера по шагам
Разборка с сохранением работоспособности демонтируемого кондиционера заключается в следующем:
- герметизация штуцеров трубопроводов;
- отключение и демонтаж с фасада внешнего блока;
- демонтаж в квартире внутреннего блока.
Ниже приведена инструкция по демонтажу настенного кондиционера.
Наружный блок
Чтобы снять наружный блок кондиционера, вначале отсоединяют трубки.
Демонтаж наружнего блока
Есть два способа:
- Откручивают накидные гайки, которые прижимают к фланцам штуцеров наружного блока развальцованные края трубок. А на место гаек навинчивают заранее заготовленные крышки. Достоинство — остаются целыми трубки. Недостаток — высок риск попадания в компрессор воздуха.
- Бокорезами обрезают медные трубки (от штуцера около 15 см). Загибают края и зажимают (зачеканивают) с помощью тисков. Недостаток — трубки на новом месте надо ставить новые. Достоинство — операция проходит быстро и вероятность попадания внутрь пыли с воздухом гораздо ниже.
Примечание. Зачеканить надо и другой обрезанный край трубки, чтобы защитить испаритель внутреннего блока.
Следующий шаг — отключают кабели (сигнальный и силовой), снимают крепления блока к раме на наружной стене и поднимают его в помещение.
Компрессор
Одной из ситуаций, когда необходимо снять наружный блок, может быть замена компрессора кондиционера. И в этом случае алгоритм демонтажа немного иной. Отличия следующие:
- Фреон необходимо полностью удалить из системы. Правильный способ — собрать его в баллон с помощью станции по откачке фреона. Неправильный, но простой — спустить его в атмосферу (если замена компрессора проходит в теплое время года и температура воздуха выше температуры кипения фреона при нормальном давлении).
- Зачеканивать трубки нет необходимости — после установки нового компрессора систему «откачивают» внешним вакуумным насосом.
Заменить самостоятельно компрессор кондиционера неспециалисту невозможно. Помимо вакуумного насоса и манометрической станции, необходимо иметь газовую горелку, чтобы отсоединить от системы всасывающий и выпускной патрубки старого компрессора, а затем подпаять к системе новый агрегат. И даже если взять в аренду оборудование, надо иметь навыки обращения с ним.
Снять блок самому можно, а для замены компрессора лучше пригласить профессионала.
Внутренний блок
Большинство бытовых сплит-систем имеют настенный внутренний блок (хотя есть и другие варианты размещения). Но за исключением канального кондиционера, остальные виды демонтируют по общему принципу.
Чтобы снять внутренний настенный блок, поступают следующим образом:
- снимают крышку корпуса;
- отсоединяют кабели и провода;
- обрезают и зачеканивают медные трубки, которые идут к испарителю внутреннего блока;
- обрезают дренажную трубу, сливают конденсат;
- «отщелкивают» защелки крепления корпуса к монтажной пластине;
- снимают блок и откручивают со стены пластину.
Маленькие приспособления для большого комфорта
Есть еще несколько дополнительных механизмов, использование которых облегчит работу кондиционера и жизнь пользователя.
Например, зимний комплект. Это набор устройств для замедления работы вентилятора, обогрева дренажной системы и картера. При его установке, климатическому оборудованию не страшен даже самый лютый мороз, и работать оно будет отлично.
При дополнительном обогреве дренажной трубки конденсат не будет переохлаждаться. А если картер внешнего блока не будет замерзать, то в нем не будут образовываться сгустки масла, которые нарушали бы функционирование кондиционера.
Осталось обсудить, пожалуй, самое удобное из всех дополнительных оборудований устройство — пульт дистанционного управления. Благодаря нему можно изменять настройки работы климатической техники, не карабкаясь под потолок к внутреннему блоку.
При монтаже кондиционера, после его подключения необходимо проверить работу пульта: правильно ли он реагирует на команды, хорошо ли само устройство воспринимает сигналы.
Универсальные пульты стали лидерами в своем классе, так как являются самым простым решением при поломке или утере оригинального. Настраивают их специалисты сервисной службы, ведь точность поддержания температуры на 50% зависит именно от незначительного, казалось бы «бонуса» к оборудованию.
При покупке такого сложного устройства, как кондиционер старайтесь учитывать все возможные варианты и предугадать неполадки в работе. Если каждую зиму с крыши дома падают огромные глыбы льда, не лишним будет заранее подумать о защитном козырьке для кондиционера. А от того, насколько качественно и грамотно произведена установка (что возможно только при наличии прочных крепежных элементов) будет зависеть не только то, как работает техника, но и срок ее службы.
Проверка установленной платы
Приемный модуль платы включает микросхему, в которой имеется датчик, система авторегулирования усиления и фильтры для подавления помех. На выходе имеются следующие выводы:
- питание,
- общий,
- выход.
Схема соединения простая – через несколько опциональных резисторов и конденсатор фильтра питания.
Первый этап оценки работоспособности элемента – проверка соединения деталей между собой и с основной платой. Приемная микросхема проверяется по потребляемому току – от 0,5 до 1,5 мА. При завышенных показателях микросхему можно считать неисправной.
Важно измерить напряжение на выходе:
- при отсутствии сигнала оно равняется напряжению сигнала,
- когда сигнал проходит, напряжение незначительно проседает.
При повышенном показателе последовательного сопротивления (ESR) возможна неисправность конденсатора.
3 Растения для вместо кондиционера
Помимо создания тени и использования влажных полотенец, для охлаждения помещения можно использовать комнатные растения. При этом вы не только сэкономите на кондиционере, но и украсите комнату. А еще растения повышают содержание кислорода в воздухе.
К растениям, которые обеспечивают приятный климат в помещении, относится популярная декоративная пальма хризалидокарпус. Она не только красивая, но и дает много тени благодаря своим большим пальмовым листьям: при условии, что у нее достаточно места для роста.
Для охлаждения воздуха в помещении также хорошо подходит каучуконосный фикус.
Фикус Бенджамина также является одним из популярных комнатных растений. Своими многочисленными листьями он выделяет много влаги, тем самым понижая температуру воздуха. Для хорошего роста ему требуется светлое место. Также следите за тем, чтобы к нему не шел горячий воздух от батарей.
Важно ухаживать за растениями так, как советуют специалисты, регулярно поливать и располагать их в подходящем для них месте. Тогда помещение будет охлаждаться и без использования кондиционера, а само по себе, и вы сможете жаркими днями наслаждаться прохладой дома
- Как правильно эксплуатировать электрическую косилку: советы эксперта
- Как сделать мангал из старой стиральной машины
Можно ли установить кондиционер на существующую трассу
Что значит, провести замену. Есть два способа, которые друг от друга отличаются незначительно. Но предварительно надо объяснить, что сплит-система состоит из двух блоков: внешнего и внутреннего. Соединяются они медными трубками, по которые циркулирует фреон. Они и называются трассой.
Так вот замену можно провести полностью, демонтировав трассу, а можно сэкономить, оставив трубки, а провести замену только двух блоков. В принципе, многие мастера так и делают. Это упрощает замену кондиционера в квартире или доме с технической стороны дела. Но здесь есть несколько нюансов.
- Новый кондиционер по техническим характеристикам должен быть точно таким же, как старый. Но здесь придется учитывать еще один момент. У разных производителей одномощностные агрегаты подключаются трубками разного диаметра. Поэтому при замене надо диаметр трубок у нового кондиционера сравнить с установленными.
- Используемый в новом приборе хладагент должен быть точно таки же, как в старом. Исключение составляет вариант, когда магистраль можно промыть.
- Если сгорел компрессор, то внутри медных труб образуется накипь в виде сгоревших хлопьев хладагента. Их легче поменять, чем промыть. То есть ответ на вопрос, можно ли поменять кондиционер, не заменяя трассу, если ремонт наружного блока кондиционера нерационален, таков – лучше поменять все.
Какую роль играет компрессор в системе кондиционирования машины
Система вентиляции в салоне автомобиля сама по себе не может охладить воздух до требуемой температуры. Когда температура окружающего воздуха выше 20 °С, то для комфорта водителя и пассажиров требуется ее понизить. Эту задачу выполняют системы кондиционирования.
Автокондиционер ценится теми, кто постоянно пользуется автомобилем, потому что создает прохладу в салоне знойным летом, а также согревает зимой, прогревая салон перед поездкой. Также автокондиционер в дополнение ко всем его функциям очищает воздух. Его составные части постоянно взаимодействуют с системами отопления и вентиляции. Главная функция автокондиционера – создание микроклимата, благоприятного для всех, кто находится в салоне автомобиля.
Одним из основных элементов кондиционера является компрессор, который участвует в работе системы охлаждения или обогрева. На некоторых автокондиционерах имеется ресивер-коллектор, который служит для защиты компрессора за счет выпаривания хладагента. Если такого дополнения нет, то под капотом авто должно быть горячее пространство. Таким образом обеспечивается необходимый уровень испарения охлаждающего вещества в трубках обратного контура, а также в испарителе.
Автокондиционер — это полностью герметичная система, заполненная газом-хладагентом и компрессорным маслом. Масло служит для смазки всех трущихся деталей, участвующих в работе. Таким образом снижается износ подвижных деталей компрессора и обеспечивается уплотнение зазоров. Кроме того, масло отводит часть тепла, выделяемого при трении деталей, и удаляет мелкие частицы из оборудования. В процессе циркуляции в системе кондиционирования масло перемешивается с холодильным газом.
В систему входят следующие элементы:
- компрессор;
- конденсор;
- испаритель;
- вентилятор;
- предохранительный клапан;
- ресивер-осушитель;
- расширительный клапан;
- испаряющий вентилятор.
Совместная работа всех элементов системы охлаждения приводит к тому, что в салоне автомобиля создается благоприятный микроклимат.
Схема холодильного контура
Ниже размещена схема холодильного контура кондиционера.
Схема взята не из учебника, а из сервисной документации производителя, поэтому и обозначения приведены на английском языке.
Compressor — компрессор, «сердце кондиционера». Компрессор сжимает хладагент и прокачивает его по контуру.
Heat exchanger — теплообменник,
- outdoor unit — внешнего блока, то есть конденсатор, охлаждает сжатый фреон ниже температуры конденсации
- indoor unit — внутреннего блока — испаритель, в нём рабочее вещество испаряется, опуская температуру
Expansion valve — расширительный вентиль
По-другому ТРВ — терморегулирующий вентиль. Обеспечивает подачу необходимого количества хладагента.
В простых кондиционерах его роль выполняет капиллярная трубка, без всякой регулировки, в инверторных системах — электронный расширительный вентиль.
2-Way valve — двухходовой вентиль, то есть обычная задвижка, с двумя положениями — открыто и закрыто
3-Way valve — трёхходовой клапан, в кондиционере это сервисный порт, к которому подключается шланг манометрического манометра для измерения давления или заправки.
4-Way valve — четырёхходовой клапан, обеспечивает реверс хладагента для работы кондиционера в режиме обогрева
Strainer — фильтр, на данной схеме это фильтр-осушитель, так как установлен перед ТРВ (и после, так как система может работать в режиме реверса и хладагент меняет направление движения).
Его задача не допустить попадание влаги в тонкий канал ТРВ — так как влага его закупорит, не давая пройти хладагенту.
Muffler — глушитель
Стрелками указано направление движения фреона по контуру:
- сплошной стрелкой — в режиме охлаждения
- пунктирной стрелкой — в режиме нагрева
Также в более сложных и совершенных кондиционерах устанавливают:
- датчики давления
- отделители жидкого хладагента
- линии перепуска
- системы инжекции (впрыска) в компрессор
- маслоотделители