Можно ли залить в систему отопления автомобильный тосол

Достоинства и недостатки использования тосола в системе отопления

Тосол

Основная причина, по которой в систему отопления гаража заливают тосол – это то, что в этом случае не придётся опасаться размораживания батарей во время сильных морозов. Порог кристаллизации у тосола намного ниже, чем у обычной воды. В зависимости от марки он не замерзает и при -20, и при -30 и даже при -40 градусах. Тосол, конечно, может несколько загустеть, но это абсолютно никак не скажется на его качествах и при нагреве он быстро вновь перейдёт в жидкое состояние. При этом и температура кипения у него выше, чем у воды, так что и с этой стороны он безопаснее.

Однако недостатков, или если точнее, некоторых неудобств применения тосола в системе отопления гаража, смонтированной собственными руками намного больше. Сразу стоит оговориться, что неудобства эти относятся скорее к процессу сборки системы, во время которого необходимо соблюдать некоторые меры безопасности и учитывать свойства этой незамерзающей жидкости. Все их стоит перечислить и немного объяснить:

  • Вязкость. Это свойство тосола, которое намного выше, чем у воды, предусматривает установку более мощного циркулярного насоса.
  • Теплоёмкость наоборот намного ниже. То есть в то время, когда вода нагреется до 30 градусов, тосол при тех же исходных условиях достигнет только 20-25 градусов. А это можно компенсировать только установкой дополнительных радиаторов.
  • Текучесть. Этот компонент тоже повышенный, а значит, проверку системы на трещины придётся производить с собой тщательностью, дабы избежать малейшей утечки.
  • При долгом отсутствии циркуляции, иначе говоря, застое жидкости, могут образоваться хлопья, которые оседая, могут привести всю отопительную систему в негодность.
  • Срок эксплуатации. Тосол прослужит в виде жидкости для отопления гаража не больше пяти лет. После этого его придётся сливать, тщательно промывать всю систему и заливать новый.
  • И главный недостаток тосола заключается в том, что он ядовит. И не только сама жидкость, но и её пары. А при упомянутом выше условии повышенной текучести, возможность его протекания и попадания атмосферу гаража весьма возможна. При обнаружении этой неприятности, следует незамедлительно устранить причину утечки, тщательно промыть и проветрить помещение.

Недостатков значительно больше. Однако это совсем не означает, что о системе отопления гаража на тосоле, смонтированной своими руками следует забыть. Просто выполнять все работы по монтажу теплообменников, радиаторов отопления и труб нужно более тщательно и с соблюдением всех правил техники безопасности.

Запуск отопления многоквартирного дома

В многоэтажном доме с нижним розливом отопительная система запускается следующим образом:

  • При закрытой подаче и закрытом сбросе на обратке открывается сброс подающего трубопровода;
  • Задвижка обратного трубопровода очень плавно открывается. Резкое открытие задвижки с большой вероятностью приведет к гидроудару, который способен серьезно повредить радиаторы, вплоть до разрыва;
  • Через некоторое время из сброса пойдет вода без воздуха. Когда это произошло, сброс закрывается, а задвижка подающего трубопровода открывается;
  • Остается стравить воздух из всех участков системы, где имеется такая возможность.

Замена воды на антифриз

Если в системе уже использовалась вода, а Вы хотите перейти на антифриз, то следует учитывать два обстоятельства.

Во-вторых, полностью удалить воду из системы отопления не удается никогда. Часть воды остается. Если залить просто подготовленный разведенный антифриз, то его концентрация будет недостаточной для надежной защиты от замерзания. Таким образом, нужно применять концентрат. Я обычно смешиваю концентрат с разведенным антифризом в соотношении 1:1. После заполнения системы нужно запустить циркуляционный насос (для системы с принудительной циркуляцией) или включить котел (для системы с естественной циркуляцией), чтобы теплоноситель хорошенько перемешался. Потом нужно отлить немного теплоносителя и измерить его плотность. Для измерения плотности есть прибор, который продается в большинстве автомагазинов. Этот прибор применяется для подготовки к зиме автомобиля (проверки свойств антифриза в системе охлаждения двигателя), но отлично подойдет и для наших целей. Если прибор показывает температуру замерзания ниже, чем нужно, например -50 градусов, ничего страшного, но если температура выше, чем нам нужно, то придется слить часть теплоносителя и заменить его концентратом. Слитый теплоноситель нужно утилизировать аккуратно, он ядовит, его не стоит выливать в септики и канавы.

Еще хочу обратить Ваше внимание на то, что разные антифризы могут быть несовместимы друг с другом. Бытует мнение, что нельзя смешивать красный состав с составом другого цвета. Это так, но на самом деле есть и другие нежелательные сочетания

Добавки разных марок могут реагировать друг с другом или просто снижать эффективность друг друга. К сожалению, производители не сообщают, с какими другими антифризами можно смешивать их продукт. Мой совет — выберите одну марку и используйте ее. Если же все таки появилась необходимость смешать, то смешивайте жидкости одного цвета и перед заливкой, отлейте немного теплоносителя из системы отопления, смешайте ее в банке с новым составом и посмотрите, не выпадет ли осадок, не помутнеет ли жидкость, не потеряет ли однородность

Это так, но на самом деле есть и другие нежелательные сочетания. Добавки разных марок могут реагировать друг с другом или просто снижать эффективность друг друга. К сожалению, производители не сообщают, с какими другими антифризами можно смешивать их продукт. Мой совет — выберите одну марку и используйте ее. Если же все таки появилась необходимость смешать, то смешивайте жидкости одного цвета и перед заливкой, отлейте немного теплоносителя из системы отопления, смешайте ее в банке с новым составом и посмотрите, не выпадет ли осадок, не помутнеет ли жидкость, не потеряет ли однородность.

К сожалению в статьях периодически встречаются ошибки, они исправляются, статьи дополняются, развиваются, готовятся новые. Подпишитесь, на новости, чтобы быть в курсе.

Заполнять систему удобно через кран слива воды — он стоит в нижней точке системы. При таком способе завоздушивание практически исключается, так как теплоноситель поступает снизу, постепенно выдавливая весь воздух в расширитель. Читать ответ.

Примеры клеев. Поксипол, жидкие гвозди, универсальный суперклей. Армир. Типичные ошибки склеивания. Правильная технология. Дополнительные приемы — армир.

Приемы фиксации резьбового соединения. Приемы фиксации (стопорения) резьбового соединения. Защита от вибрации и самопро.

Абрикос, абрикосовое дерево. Выращивание, посадка, размножение, полив. Как абрикос посадить и вырастить. Размножаем, прививаем, поливаем абрикосовое де.

Трипсы. Бесцветные / желтоватые пятна, шероховатые полосы, листки отпа. Как выявить заражение трипсами. Светлые пятна, шероховатости — признаки болезни.

Когда и зачем разбавлять антифриз

Использование разных специальных технических жидкостей продлевает ресурс автомобильных систем и благоприятно сказывается на работе механизмов. Курсирующий в радиаторе хладагент призван защитить моторный отсек от избытка тепла.

Бачок для антифриза

Но существуют ситуации, когда требуется срочно пополнить его объем, а рядом нет ни сервиса, ни магазина автодеталей и расходных материалов. Можно ли вместо антифриза залить воду в летнюю жару или это чревато для машины последствиями — вопрос, который приходится решать многим автолюбителям.

На рынке представлены различные продукты, обычно не требующие разбавления. Состав тосола включает не только этиленгликоль (от 65 до 80%), дополнительно применяются присадки, которые предотвращают возникновение коррозирующих процессов.

Производителю, чтобы получить сбалансированный и эффективный состав продукта, приходится заливать дистиллированную воду в антифриз (до 35% от общего объема). В концентрированные жидкости добавлять нужное количество придется владельцу автомобиля, для этого на упаковке есть инструкция.

В непредвиденных обстоятельствах, когда хладагент вытек и пополнить его объем аналогичным составом не получится, можно налить дистиллированной воды, но не больше, чем осталось технического продукта. Отправляться в путь следует медленно, не заставляя силовой агрегат работать с перегрузкой и перегревом.

Смешивание летом и зимой

Летом в жаркую погоду жидкость испаряется намного быстрее, потому у водителей чаще возникает необходимость залить дистиллированную воду вместо антифриза. В зимний период, особенно если стоят низкие температуры (от -15), разбавлять хладагент не рекомендуется. Двигатель не получится завести в таких условиях.

Нужно доехать до сервиса

Когда неприятность случилась в пути и надо добраться до СТО, нельзя забывать о главном правиле: использовать стоит только дистиллят. Залить воду в систему охлаждения вместо антифриза, чтобы доехать до сервиса, допускается в определенных соотношениях:

  • летом нужно смешать 2 вещества в пропорции один к одному;
  • зимой делают разбавку 7:3, иначе система может промерзнуть.

Если залить воду вместо антифриза летом, то после процедуры нужно будет строго следить за показателями скорости. Заставлять автомобиль выкладываться на полную нельзя, эффективность теплопередачи у смешанного охлаждающего состава ниже.

Временно использовать

Когда автовладелец говорит, что в жару вместо тосола залил воду и машина отлично ездит, не стоит тут же проверять это на собственном транспорте. Обращаться к такому решению проблемы допускается в редких случаях.

Некоторые эксперты советуют заливать воду вместо антифриза, полностью освободив систему от остатков хладагента, чтобы не допустить смешивания. Ездить так продолжительный срок не получится. При первой же возможности рекомендуется полностью слить дистиллят и залить техническую жидкость.

Секрет не в уникальной технологии

Учесть все нюансы в рамках одной статьи невозможно, как невозможно начать с нуля бизнес и ни разу не наступить на грабли. Вот почему спросом пользуется не оборудование, а бизнес-решение «под ключ». Если качество поддержки высокое, даже люди, далекие от автомобильного бизнеса, могут добиться успеха с первой попытки.

При всей простоте технологии более половины контрактов на поставку оборудования «Комплексные системы» превратились в постоянных клиентов. Секрет не в технологии. Просто главный продукт компании – не станки, а знание, как обойти вышеупомянутые грабли.

Линия розлива антифриза — видео

Вместо охлаждающей жидкости залил «омывайку» — что будет?

После того как сразу несколько наших читателей обратились к нам с похожей проблемой, мы не могли оставить ее без внимания. Что станет с системой охлаждения, если вместо «охлаждайки» залить «омывайку»? Ожидать дорогостоящего ремонта или можно обойтись малой кровью — полной заменой жидкости? Чем грозит такая оплошность на дороге?

Рассматриваемый случай при всей его неправдоподобности и даже анекдотичности в действительности является отнюдь не единичным, в чем нетрудно убедиться, задав соответствующий вопрос в любой поисковой интернет-системе.

А учитывая, что доводилось покупать стеклоомывающие жидкости с акцизными марками, уверяющими, что в емкости находится антифриз, можно предположить, что причиной перепутывания, куда необходимо заливать «омывайку», а куда — охлаждающую жидкость, может быть не только рассеянность. Но чем чревато попадание стеклоомывающей жидкости в систему охлаждения? Ответ на этот вопрос должны подсказать составы антифризов и «омываек».

На роль антифризов пробовались разные незамерзающие субстанции, но лучше всех требованиям, предъявляемым к жидкостям, которые применяются в системах охлаждения, отвечают водные растворы этиленгликоля или пропиленгликоля. При какой температуре гликолевые антифризы замерзают и закипают, зависит от соотношения базовых компонентов. Например, в антифризах с температурой замерзания -40°С вода и этиленгликоль либо пропиленгликоль смешаны в пропорции 50:50. Что также имеет большое значение — температура кипения такой смеси составляет 108°С. Это позволяет антифризу лучше чистой воды справляться с температурными перегрузками и выполнять функции охлаждающей жидкости в теплый сезон эксплуатации, когда низкотемпературные свойства остаются невостребованными. При этом в чистом виде этиленгликоль закипает и вовсе при 197,3°С.

Стеклоомывающие жидкости тоже водные растворы, но вторым после воды их базовым компонентом являются спирты — этиловый, изопропиловый или метиловый. Главная особенность этих спиртов состоит в том, что они закипают при существенно более низких температурах, чем нагревается жидкость в системе охлаждения во время работы двигателя. В частности, метиловый спирт закипает при 64,7°С, этиловый — при 78,4°С, изопропиловый — при 82,4°С. Уже только это одно делает указанные спирты непригодными для использования в системе охлаждения, ибо грозит образованием паровых пробок и последующим перегревом двигателя. Кроме того, в «омывайки» добавляют ПАВ — поверхностно-активные вещества, предназначенные для растворения маслянистого и сажевого налетов, появляющихся на лобовом стекле. При активном перемешивании ПАВ образуют пену, наличие которой в системе охлаждения также нежелательно.

Однако в нашем случае все упирается в количество «омывайки», ошибочно залитой в систему охлаждения. Модель автомобиля не указана, но даже если речь идет о малолитражном моторе, то и его система охлаждения вмещает, как правило, около пяти литров антифриза. Триста граммов — это чуть больше 5% всего объема охлаждающей жидкости. Вряд ли такая капля способна замутить все море, поэтому какие-то серьезные негативные и быстрые последствия представляются маловероятными.

Чтобы снизить их вероятность еще больше, можно не закрывать плотно крышку расширительного бачка — спирт, а также отдушка и вещества, вызывающие рвотный эффект, которые добавляют в «омывайки», чтобы любители спирта не пытались их употреблять, быстрее испарятся. Останутся ПАВ с их непонятным влиянием на сальник помпы и другие уплотнения, но хотя бы на резинки «дворников» эти вещества отрицательного влияния не оказывают. Что еще под вопросом — пена и как отреагировали присадки, содержащиеся в антифризе, на появление в системе охлаждения «омывайки» с ее специфическими добавками. Если эти вопросы выглядят существенными, в таком случае ничто не мешает заменить охлаждающую жидкость, тем более что периодически ее все равно рекомендуется менять.

Кстати, о пробке расширительного бачка. Она оборудована предохранительным клапаном, открывающимся, когда давление в системе охлаждения становится выше нормы. Если этот клапан неисправен, то при отсутствии течей из системы охлаждения именно он может быть причиной понижения уровня антифриза по причине испарения из него воды.

Сергей БОЯРСКИХ Фото автора ABW.BY

Какую воду заливают в систему отопления?

Перед заливкой в систему отопления вода из водопровода или природных источников требует подготовки. Это нужно, чтобы устранить возможные негативные влияния жидкости на поверхности, с которыми она взаимодействует. В ходе водоподготовки ее фильтруют и умягчают. Но это доступно далеко не всем владельцам котельных. Самое простое — купить подготовленную для систем отопления воду. Обязательно изучите документацию к вашему котлу и радиаторам отопления — в ней должны быть указаны требования к теплоносителю.

Чем опасна не подготовленная вода? Соли кальция и магния вызывают отложения на внутренних поверхностях труб и теплообменнике. В результате отопительная система обрастает накипью. Со временем это может приводить к уменьшению проходного диаметра, снижению теплоотдачи, увеличению энергопотребления и разрушению отдельных элементов отопительной системы. Растворенный в воде кислород повышает опасность возникновения коррозии, но в правильно спроектированной системе воздух эффективно отводится, снижая риск до минимума.

— Если вода — лучший теплоноситель, почему вообще возникают разговоры про антифриз?

Страшный сон любого владельца собственной котельной — ее остановка зимой. Если температура в доме опустится ниже нуля, вода в системе отопления замерзнет. Это может нанести непоправимый вред трубам и агрегатам.

Другая, не столь очевидная причина разговоров про антифриз, кроется в мифах, которые есть в сфере отопления. Антифриз воспринимается как специально разработанный теплоноситель, а вода — как обычный, дешевый вариант. Именно так позиционируют свою продукцию производители.

Когда возникает опасность? Самая распространенная причина — отключение электричества, ведущее к остановке насосов. Еще бывает, что отопление в доме не постоянное, есть простои в отопительный период.

Насколько все на самом деле серьезно? В наших широтах и правда бывает очень холодно. Периодически свет пропадает в каждом доме — где-то реже, где-то чаще. Тогда и возникает мысль использовать в качестве теплоносителя не воду, а жидкость, которая не замерзает. В реальности отключение электричества может не нанести никакого вреда. Все зависит от температуры воздуха и длительности простоя системы. На случай частых отключений систему отопления оснащают системой бесперебойного питания котла.


Хочу установить новый котел в доме — какой выбрать?

Влияние воды на характеристики тосола

В стандартном исполнении в составе антифризов содержится от 30 до 65 % этиленгликоля. Чтобы проще ориентироваться автолюбителям, разные виды ОЖ окрашивают в разные цвета. Обычный тосол российского производства окрашивают в голубой цвет, что узаконено соответствующим государственным стандартом.

  1. При производстве тосола используют дистиллированную воду. Для ее изготовления используют промышленные дистилляторы.
  2. Будущий тосол готовят в емкости объемом 5…8 м³.
  3. Добавляют присадки. Для подобного объема их количество измеряется в килограммах.
  4. Добавляют необходимый краситель.
  5. Потом мешалки производят перемешивание состава.
  6. Приготовленный раствор разливают по емкостям и отправляют в торговую сеть.

На одном предприятии могут выпускать самые разные виды антифризов. Меняется только соотношение между компонентами. В импортных расходных материалах используют карбоксильные группы, которые добавляют в состав антифризов.

Чтобы проще ориентироваться потребителям, используется классификация ОЖ, предложенная компанией Volkswagen. Ею в настоящее время пользуются повсеместно.

При увеличении концентрации Н₂О в составе антифриза температура замерзания повышается. При концентрации этиленгликоля менее 5 % температура застывания снижается до -3…-5 ⁰С. Сам процесс застывания для разных составов отличается:

  • при концентрации C₂H₄(OH)₂ более 32 % замерзающая жидкость превращается в гель. При охлаждении до температуры -35…-37 ⁰С объем геля не изменяется. При дальнейшем охлаждении объемная часть увеличивается на 0,3…0,8 % от первоначального объема. Излишки перемещаются в расширительный бачок;
  • при меньшем количестве этиленгликоля образуются кристаллы. Кристаллическое замерзание ведет к увеличению объема застывшего льда;
  • в случае необходимости завести двигатель автомобиля, где произошло образование геля, возможны поломки крыльчатки водяного насоса. Поэтому на автомобили, где залита ОЖ с высокой температурой застывания, необходимо использовать предпусковой подогреватель. Он согреет металл мотора. Повысится температура антифриза. Тогда можно заводить ДВС.

Как использовать тосол для систем отопления

Во многих частных домах можно встретить системы водяного отопления. У таких конструкций есть много преимуществ, но они обладают одним значительным недостатком – в случае сильных морозов, есть риск замерзания воды в трубах.

Применение тосола в системе отопления

Чтобы предотвратить замерзание теплоносителя в системе, вместо воды в систему заливают другие теплоносители – антифризы, также для этих целей используется тосол для системы отопления.Но использование тосола в качестве антифриза не рекомендуется, потому что в состав этой субстанции входит этиленгликоль.

Это вещество очень ядовито, категорически не допускается его попадание на кожу и внутрь. При использовании тосола в качестве антифриза, любая течь становится опасной для человека, так как вредные пары, образуемые под воздействием высоких температур, выходят наружу.В процессе эксплуатации присадки выпадают в осадок.

Как результат, этот антифриз просто разъедает контур обогрева изнутри.

В качестве альтернативы тосолу можно использовать специальные антифризные составы для отопления на основе глицерина либо пропиленгликоля. Цена на первые несколько больше, а вторые имеют немного меньшую теплопроводность и больший вес.

Заливка антифриза в отопление

H2_2

Если все же было решено залить в систему отопления именно тосол, необходимо придерживаться правил безопасности в процессе работ и эксплуатации.

Подготовка к заливке

Можно приобрести уже готовые к использованию «незамерзайки». Но такой состав разбавлять водой нельзя. Для этого лучше купить концентрат, в котором этиленгликоля не меньше 95%. Используя такую смесь, можно самостоятельно выбрать необходимое соотношение антифриза и воды. Сначала необходимо выяснить минимальную температуру, при которой не будет происходить кристаллизация теплоносителя. Температурные условия, при которых можно наблюдать такой эффект, как правило, указаны на упаковке.Поэтому следует учитывать такие пропорции:

  • если замерзание происходит при -40 °C, отношение воды к концентрату 1:1;
  • -30 °C— 2:3;
  • — 20 °C— 1:2.

Процесс заливки тосола в систему отопления:

  1. Необходимо спустить весь теплоноситель;
  2. Хорошо промыть трубы и радиаторы;
  3. Проверить герметичность соединений труб, можно заменить прокладки;
  4. Заливка тосола осуществляется при помощи специального насоса.

Замена жидкости с этим веществом проводится очень аккуратно, можно использовать резиновые перчатки и респиратор.

Важно! Обязательно проводить все действия в хорошо проветриваемом помещении. Перед принятием окончательного решения в вопросе использования тосола в качестве теплоносителя, необходимо учитывать следующие факты:

Перед принятием окончательного решения в вопросе использования тосола в качестве теплоносителя, необходимо учитывать следующие факты:

  1. В случае использования этого антифриза потребуется замена циркуляционного насоса на более мощный;
  2. Тосол вытекает из труб даже при незначительной микротрещине;
  3. Резиновые прокладки в системе отопления нужно поменять на паронитовые;
  4. Этот состав можно заливать только в систему закрытого типа, использование тосола в системах с расширительным бачком открытого типа опасно для здоровья;
  5. Скорость нагрева с этим химическим веществом намного ниже;
  6. Не стоит использовать тосол в двухконтурных котлах, так как возможно подмешивание жидкости из отопительного контура в контур водоснабжения;
  7. Не рекомендуется заливать антифриз в систему с оцинкованным трубопроводом. Это может стать причиной химических изменений и потери первоначальных свойств труб;
  8. Основное отличие тосола и специальной жидкости для отопления состоит в наличии в последних пеногасительных присадок. Ними можно предупредить завоздушивание системы отопления.

Что делать, если решено использовать тосол?

Перед началом использования все резиновые прокладки необходимо заменить на паронитовые. Заливать тосол в систему отопления с негерметичным баком нельзя. Выбирая температурный режим, учитывайте, что скорость нагревания тосола будет намного ниже, чем у воды.

Тосол нельзя заливать в бак в концентрированном виде, его обязательно нужно разбавить водой (соотношение прочтите на этикетки изготовителя), в противном случае возможны повреждение насоса и выход из строя отопительного котла.

Чтобы предотвратить возможность утечки антифриза, следите, чтобы температура теплоносителя была ниже 90 °C, это порог, при достижении которого начинается процесс распада пакета присадок, как уже говорилось выше. Как только сдерживающие тосол присадки будут нейтрализованы, жидкость будет разъедать всю систему.

Жидкость необходимо менять раз в 5 лет, не реже, а лучше — чаще. За то время проходит эксплуатационный срок использования присадок, причем распад присадок, скорее всего, произойдет неожиданно и уже повлечет за собой необратимые последствия, если вы не побеспокоитесь об этом вопросе заранее, так как присадки придут в негодность резко и за короткий срок.

Включать котел рекомендуют после некоторого времени простоя, сначала температуру устанавливать минимальную и постепенно поднимать. Этим правилам использования необходимо придерживаться, так как густой тосол с трудом поддается усилиям насоса, и подолгу находится в змеевике камеры горения, перегревшись, антифриз, как было выше описано, испортит вашу отопительную систему навсегда.

Не используйте тосол дома, в месте своего постоянного проживания; дача или гараж, где вы проводите непродолжительное время, могут отапливаться данным антифризом, но дома этого лучше не делать.

Описанные выше рекомендации и правила помогут вам приспособить автомобильную незамерзающую жидкость для домашнего использования в системе отопления, но помните пословицу: « Скупой платит дважды», причем, как правило, платит немало.

Тосол — самый дешевый антифриз отечественного производства, но его цена определяет и качество, этиленгликоль — дешевое средство, входящее в состав тосола, позволяет продавать тосол за более низкую цену, нежели заграничные аналоги антифриза для автомобиля. Возможно, такая экономия существенного вреда не несет и вполне допустима, но вот дома применять такой антифриз совершенно нежелательно.

Этиленгликоль представляет серьезную угрозу как для вашего здоровья, так и для вашего отопительного оборудования. Разрушив систему отопления, антифриз начнет вытекать, что сначала может быть вами незамечено вовремя, но его токсичность уже нанесет вашему здоровью ущерб.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий