Вымойте батареи снаружи
Чугунные
Вам понадобится длинный ёршик, им будет проще всего чистить между секциями. Также можно взять палку, намотать на неё тряпку и закрепить изолентой или скотчем. В крайнем случае подойдёт и старая зубная щётка. Все эти инструменты облегчат вам уборку.
Налейте в ведро тёплой воды, добавьте немного жидкого моющего средства, например для мытья посуды, и намочите ёршик. Потом хорошенько почистите им пространство между секциями. После того, как вся батарея будет вымыта, вытрите её насухо, чтобы предотвратить появление ржавчины.
Алюминиевые
Секции алюминиевой батареи слишком узкие, поэтому ёршик тут не поможет. Чтобы очистить такой радиатор, есть несколько других способов:
- С помощью парогенератора. Обработайте им батарею. Пар превратится в воду, а она стечёт вниз вместе с грязью. Не забудьте положить под батарею тряпки, чтобы на полу не образовались лужи.
- С помощью фена. Им можно продуть батарею. А чтобы пыль не разлеталась по всей комнате, разместите за и под батареей влажные тряпки — пыль осядет на них.
- С помощью перчаток. Это будет не так эффективно, но подойдёт, если у вас нет парогенератора или фена. Наденьте хлопчатобумажные перчатки, намочите их в воде и вычистите руками столько грязи, сколько получится.
Виды батарей?
Нам нужно для начала определиться с видами радиаторов, чтобы учесть их особенности перед тем, как отмыть батареи. При этом нужно смириться с тем, что все батареи придется рано или поздно чистить – вне зависимости от того, из чего они изготовлены.
Сегодня чугунные батареи больше устанавливаются для декора
Вид
Особенности
Чистка
Чугунные
Нечасто встречающиеся в современных жилищах. Если их и устанавливают в настоящее время, то как предмет декора. Довольно долговечный материал.
Имеют шероховатые внутренние поверхности, из-за чего промывка нужна чаще. «Грешны» тем, что внутри них накапливается накипь и ржавчина. При обратном монтаже может понадобиться сварочный аппарат.
Биметаллические
Недорогой и качественный материал. Выделяются большим КПД и теплоотдачей.
Практические гладкие изнутри, нет нужды в частой чистке, но как факт она необходима. Это является и причиной большего срока службы радиатора.
Алюминиевые
Не подвержены внутренней и внешней коррозии
Металл более мягкий, оттого при демонтаже, чистке, обратном монтаже нужно соблюдать осторожность (в частности, от постукивания молоточком во время чистки надо отказаться).
Для промывки не используйте едкие щелочные и кислотные составы! При возвратном монтаже можно использовать герметик (ФУМ-ленту, к примеру).
Встречаются и алюминиевые радиаторы
Когда проводится промывка отопления
Сразу отметим, что индивидуальные отопительные системы квартир и загородных домов очень редко нуждаются в промывании. Обычно ухудшение обогрева связано с другими причинами, например, завоздушиванием. Поясним:
- Вы заполнили сеть свежей водой или антифризом, выгнали воздух, запустили котел.
- 2–3 недели теплоноситель «прирабатывается» – в теплообменнике выпадает осадок солей, твердые частицы улавливаются сетчатым фильтром. В этот период грязевик нужно прочищать часто.
- Поскольку количество примесей в сетевой воде ограничено, выпадение осадка скоро прекращается. Теплообменникам, трубам и батареям попросту нечем засоряться.
То есть, закрытая система может спокойно работать без всякой чистки. Если же ее постоянно подпитывать из сети водоснабжения, количество солевого осадка станет увеличиваться бесконечно. С годами трубопроводы «зарастут» наполовину, в радиаторах осядет ил.
Варианты засорения чугунных батарей в зависимости от способа подключения
Похожий эффект возникает из-за проникновения кислорода в теплоноситель. Пузырьки воздуха вызывают коррозию металлических труб и фитингов изнутри, образуются частицы оксида железа (ржавчины), они постоянно обнаруживаются в грязевике. Причиной могут оказаться некачественные пластиковые трубы без защитного кислородного барьера.
Итак, в каких случаях проводится промывка отопления:
- Перестали нормально греть отопительные приборы – один или несколько. Секции батареи прогреваются неравномерно, низ остается холодным. При этом вы устранили все возможные неисправности, но результата не получили.
- По разным причинам вы постоянно пополняете систему свежим теплоносителем. Например, для эксплуатации электродных котлов нужна вода с определенным количеством солей, которые разлагаются в процессе химической реакции. Приходится подсаливать теплоноситель либо заливать новый.
- В сетевую воду проникает кислород, часто засоряется фильтр (чуть ли не ежедневно), радиаторы плохо греют, котел работает на максимальном режиме.
Вывод простой: промывка делается по факту неполадок системы водяного отопления, никакой периодичности соблюдать не нужно. К централизованному теплоснабжению многоквартирных жилых домов другой подход, там радиаторная сеть промывается ежегодно, после чего выполняется опрессовка (согласно требованиям СНиП).
Ремонт чугунных радиаторов возможен своими силами, но только при мелких дефектах. Если у вас отсутствуют необходимые инструменты или недостаточно опыта — обращайтесь к профессиональным сантехникам.
Кроме государственных, существует много частных компаний с услугой срочного круглосуточного вызова мастера.
Все домашние меры по устранению протечек и ремонту носят временный характер.
Поэтому после завершения отопительного сезона пригласите специалистов, чтобы заменить повреждённые секции или весь радиатор. Чем быстрее это будет выполнено, тем безопаснее станет жильё.
Средства для очистки
Когда выбирают подходящее средство, дабы промыть радиатор, то внимательно читают состав. Дело в том, что некоторое из химических элементов подействуют на известь, и на материал элементов отопительной системы. Чтобы избежать ремонта радиатора, а может, и всей системы, рекомендуется обратиться к специалисту, дабы он подобрал все необходимые для промывки системы средства и рассказал, как их применять, какие пропорции нужно использовать.
На сегодняшний день способов для очистки отопления и батарей — предостаточно, однако наиболее действенным считается метод с использованием кислотно-щелочных химических средств. Такой раствор «скушает», а затем удалит накипь. Изготавливают его из различных кислот органического и неорганического происхождения – серной кислоты, едкого натрия и т.д. При этом из-за опасения перед конкурентами полный состав не печатается на этикетке и держится в глубочайшей тайне.
В чем же достоинства такого раствора:
- Систему отопления разбирать не надо.
- Использовать можно, когда угодно, даже, когда идёт сезон отопления.
- Накипь удаляется практически полностью.
- Стоят средства не слишком дорого, а промывают систему весьма эффективно.
- Раствор немного токсичен.
- Обязательно надо соблюдать пропорции, если применяют концентра. Ведь ошибка принесет вред, а не пользу, нанося ущерб элементам отопительной системы.
- Нужно будет потом утилизировать всю отработанную жидкость.
Оборудование для химической промывки
Нельзя промывать системы отопления не предназначенными для этого средствами (к примеру «Кротом»). Иначе поверхность внутри трубы отопления может испортиться. Также применяют такой способ для промывки алюминиевого радиатора отопления, как гидродинамический. Устанавливают специальные насадки и определенное давление воды в отоплении. и удаляют накипь при помощи тонкой водяной струи.
Гидропневматическая очистка заключается в том, что воду подают одновременно со сжатым воздухом. Получается эдакая смесь, которая и очищает радиаторы. А «помогает» ей специальный компрессор для промывки, периодически производящий импульсы. Они образуют небольшие пузырьки в воде и методично слой за слоем «отскребают» отложения и выводят их из системы.
Необходимо придерживаться правил промывки. Например, вышеуказанный способ применяют до тех пор, пока не начнет выходить светлая жидкость. Как только все действия, связанные с процессом очистки, подошли к концу, в систему немедленно подают теплоноситель, т.к. нельзя, чтобы она была пустая.
Промывание радиаторов отопления из чугуна специфики и способы очистки
В данной публикации побеседуем про то, какими способами можно сделать промывку устаревших чугунных отопительных батарей. Одним из хороших качеств хороших радиаторов из чугуна считается надежный служебный срок. Однако такое обстоятельство, как закупорка отопительных приборов, приводит к худшему обогреву помещения.
На засорение батарей оказывает влияние несколько факторов. Но основным из них праву считается возникновение ржавчины из-за сливания воды из системы обогрева летом и плохого качества носителя тепла.
Если температура прогревания труб отопления очень большая, критически загрязненные отопительные приборы будут выдавать чрезвычайно пониженный показатель теплоты. Для устранения этого нужно в 15-20 лет провести меры профилактики, чтобы почистить отопительные приборы от всевозможных загрязнений.
Сделать меры по профилактике по очищению многосекционного радиатора из чугуна не тяжело, однако не любой сможет поднять и демонтировать своими силами дизайн радиатор. Прекрасным вариантом будет выполнение такой работы с сантехником или помощником.
Другой выход из ситуации: разобрать отопительный прибор чугунный секционный на очень маленькие части. В подобном случае очистка радиатора не сделает проблем.
Если работы по очистке будут проходить в доме на несколько квартир с централизованым отоплением, необходимо убедиться, что в процессе выполнения профилактических мер систему отопления не включат. В приватном доме за городом достаточным требованием будет ознакомление с метео-прогнозом на ближайшие несколько часов-суток.
В основном, для очищения батареи применяют кальцинированную соду, растворенную в горячей воде. Чтобы раствор не выливался из отопительного прибора, необходимо установить специализированные заглушки на концах радиатора. Более того, нужно немного потрясти батарею и оставить ее ориентировочно на час.
Другой этап состоит в простукивании древесным молотком (киянкой) по всем секциям отопительного прибора. Это нужно для отделения ржавчины и наростов, отслоившихся из-за действия кальцинированной соды, от поверхности внутри отопительного агрегата. Потом следует снять одну из заглушек-футорок и закрепить вместо нее шланг из резины, подключенный к водомерному узлу. Дальше необходимо снять вторую заглушку. Кран водомерного узла необходимо полностью открыть, чтобы создать мощный моток воды, который станет вымывать весь мусор из отопительного прибора.
Если воспользоваться компрессором для проведения этой процедуры, то результативность рабочего процесса будет увеличена. Раствор кальцинированной соды можно с решительностью поменять на обыкновенную сыворотку из молока, также способствующей отслоению всевозможных загрязнений в середине отопительного прибора.
Кальцинированную соду также можно поменять жидкостью или средством для промывки автомобильного отопительного прибора. Но в таком случае придется внимательным образом подойти к изучению инструкции, дабы правильно высчитать нужную дозировку согласно объему отопительного прибора.
С самого начала в дизайн радиатор заливается жидкость для промывки радиаторов отопления из чугуна, потом туда же добавляется горячая вода. Батарею нужно продержать в подобном состоянии около 2-ух часов, но каждый 10 минут придется волшебным образом шевелить части. По окончании 2-ух часов отопительный прибор чугунный секционный нужно внимательным образом вымыть при помощи гибкого шланга и проточной воды.
Чтобы сберечь отопительный прибор чистым, можно пойти на уловку и установить отвод с заглушкой перед входным отверстием. В подобном случае частицы ржавчины будут приобщаться к магниту, установленному с наружной стороны. Смотрим видео. Благодаря подобным действиям вся грязь и коррозия будут притягиваться к конкретному месту и не попадут в батарею. Разумеется, аналогичную заглушку необходимо иногда чистить и ставить обратно. Но предпринятые мероприятия в перспективе оградят от очищения всей батареи.
Промывание кальцинированной содой и сывороткой
Согласно видео, снятым разными экспертами, чистка кальцинированной содой осуществляется так:
- На два отверстия крайней секции ставят заглушки (пробки).
- Кальцинированную соду разводят в горячей воде. Хватит половины стандартной пачки на 6-10 л.
- Поднимают с пола батарею отопления, ставя ее на секцию с заглушками. Секция с двумя свободными отверстиями должна оказаться вверху.
- Через одно отверстие заливают воду с кальцинированной содой. Через другое будет выходить воздух. Поэтому его не надо заглушать.
- Заглушают оба отверстия и ставят батарею на пол. Отопительное устройство должно лежать.
- Чтобы кальцинированная сода могла отъесть прилипшую грязь, ржавчину и возможно даже старую краску, которая попала с водой, радиатор нужно встряхнуть. Для этого берутся за верх и поднимают/опускают его несколько раз. Низ не должен отрываться от пола. То же повторяют с другой стороны.
- Отдыхают в течение 1 часа, просматривая в интернете видео об особенностях снятия старой краски из чугуна и нанесения новой.
- Легко постукивают по всему периметру деревянным молотком. Это делают для того, чтобы грязь окончательно отстала от стенок. В это время может отставать краска. Это означает, что она плохо крепилась к чугуну.
- Ставят батарею отопления на тумбочку так, чтобы одна из заглушек оказалась в воздухе.
- Подставляют под заглушку ведро и откручивают заглушку.
- После спуска воды радиатор стоит промыть. Для этого откручивают заглушку на противоположном конце и вставляют шланг от водопровода. Открывают кран. Вода будет поступать в радиатор под давлением, благодаря чему удастся смыть грязь и до конца прочистить отопительное устройство.
Чтобы прочистить батарею отопления сывороткой, нужно выполнить все вышеописанные действия. Только вместо соды применить сыворотку. Этот процесс, конечно, можно увидеть в разных видео.
Как промыть батареи отопления
В квартирах и в частных домах системы отопления с годами теряют свою эффективность, что приводит к снижению качества обогрева жилья. Среди всех наиболее распространенных причин этого явления эксперты выделяют проблему загрязнения радиаторов. Этому есть достаточно простое объяснение: теплоноситель во время циркуляции по отопительному контуру способствует разрушению внутренней поверхности обогревательных приборов.
Кроме этого, в состав воды входят некоторые примеси, которые способны оседать внутри теплообменников. Отсюда появляются загрязнения, закупорка и, соответственно, сокращение полезного объема радиаторов, что приводит к снижению эффективности их работы. И единственно правильный вариант решения (за исключением замены теплообменников новыми) – промывка батарей отопления.
- Причины загрязнения отопительных приборов
- Очистка радиаторов в квартирах
- Прочистка системы отопления в частном доме
- Чем промывать чугунные батареи в отопительный сезон
Промыть чугунные батареи отопления – не проблема
Промыть чугунный радиатор отопления, так как у него большой вес, что само по себе неудобно. К тому же, из-за особенностей конструкции, он сильно заиливается.
Чтобы снять чугунную батарею придется попотеть – как правило, соединительные муфты и краны приржавевшие, поэтому открутить из будет сложно. Начните с того, что слейте остатки воды. Для этого открутите заглушку в верхней части, подставьте таз или другую емкость под нижнюю и начните ее легко отворачивать.
Важно!!!
На чугунных радиаторах заглушки могут быть как с левой, так и с правой резьбой.
Если заглушки покрашены – воспользуйтесь растворителем или «Уайт Спиритом» чтобы удалить краску с места соединения ее с секцией. После этого попробуйте отвернуть ее газовым ключом. Если она не подается – воспользуйтесь преобразователем ржавчины, например – WD-40.
Когда остатки воды слиты, необходимо отсоединить чугунный радиатор от общей магистрали. Обычно он крепится на специальных муфтах (см. фото). Как и в случае с заглушками, муфты тоже могут быть приржавевшими. Вместо муфт могут быть установлены вентили, краны или фитинги. В таком случае нужно будет откручивать их.
Такими муфтами обычно соединяют трубы в системах отопления с чугунными радиаторами.
Промывку чугунной батареи лучше всего производить в ванне, которую нужно полностью обложить ветошью или тряпками, чтобы не повредить эмалированное покрытие или акрил.
В первую очередь прочистите нижнюю и верхнюю часть с помощью тряпок. Возможно, потребуется что-то вроде металлического прута, чтобы снять остатки затвердевшей грязи, в особенности в нижней части.
После того как это сделано, необходимо закрутить заглушки в нижней части чугунного радиатора и залить в него жидкость или раствор для промывки. Дайте ему отстояться столько, сколько этого требуют правила применения, после чего слейте, открутив нижнюю заглушку.
Снова закрутите заглушку в нижней части и залейте все секции горячей водой. Дайте ей отстояться 3-5 мину и слейте. Повторяйте процедуру, пока вода на выходе не будет настолько же чистой, как на входе.
Уровень загрязнения чугунных радиаторов выше, чем биметаллических и алюминиевых. Поэтому повторите процедуру промывки очищающей жидкостью заново. Возможно, придется сделать это 3-4 раза.
Средства для применения в домашних условиях
При грамотном уходе и соблюдении профилактического режима очистка охлаждающей системы не является сложной. Перед началом процедуры необходимо ее подготовить:
Дистиллированная вода
Если на протяжении последних лет автомобиль содержали в порядке, проводили профилактические промывки, то применение дистиллированной воды считается достаточным.
Ее заливают в пустой расширительный бачок. Количество дистиллята должно соответствовать объему емкости. После этого запускают двигатель на 10-25 минут.
Для лучшего эффекта рекомендуется совершить контрольную поездку. После выключения авто выдерживают время для охлаждения и сливают воду из бачка.
Лимонная кислота
Данное средство помогает справиться с небольшой степенью загрязнения. Для приготовления рабочего раствора лимонную кислоту растворяют в воде. Стандартная пропорция составляет 30-40 г на 1 литр. Для усиления эффекта готовят более концентрированный раствор, увеличив дозу порошка до 80-100 г. Оптимальное значение pH лимонного реагента равно 3.
После того как очиститель залит в бачок, включают двигатель и прогревают его 15-25 минут. Оставляют реагент в системе на 5-12 часов. При сливании раствора визуально проверяют степень его загрязнения. Если необходимо, процедуру очистки дублируют.
Узнать подробнее о применении лимонной кислоты в борьбе против ржавчины можно здесь.
О том, как промыть систему охлаждения лимонной кислотой, расскажет видео:
Уксус
Для промывки берут уксус, имеющий концентрацию 9%. На 5 литров воды нужен стакан кислоты (250 мл). Данный очиститель применяют по аналогии с лимонной кислотой.
Уксусный реагент заливают в емкость, из которой предварительно слит антифриз. Заполняют бачок приготовленным раствором, запускают двигатель на 20-30 минут. Уксусную жидкость сливают через 8-12 часов. Промывают систему дистиллятом и заполняют новым хладагентом.
Подробнее о применении уксуса в борьбе против ржавчины можно узнать из этой статьи.
Молочная сыворотка
Для работы используют магазинную или домашнюю сыворотку. В последнем случае жидкость должна быть профильтрована через несколько слоев марли, чтобы в ней не осталось творожистых включений. Сыворотку перед применением не разбавляют водой.
Промывочный раствор готовят из кальцинированной (8-10%) и каустической (3%) соды.
Порошок разбавляют водой, ее количество в растворе должно составлять 85-90%. После заполнения бачка содовым реагентом на автомобиле проезжают 50-100 км. Затем сливают очиститель и несколько раз пропускают дистиллят.
Способы прочистки
Промыть отопительные батареи можно такими методами:
Какой метод применять в конкретной ситуации зависит от степени засоренности. А чтобы промывки приходилось проводить реже, в качестве теплоносителя рекомендуется применять смягченную воду, прошедшую фильтрацию.
Благодаря этому радиаторы даже спустя годы эксплуатации будут оставаться чистыми.
Гидравлическая промывка
Преимущество заключается в возможности прочистки в любое время, включая отопительный сезон. Для прочистки через систему нужно прогнать проточную воду.
Последовательность действий:
- к крану для слива подключите шланг, выведенный в канализацию;
- откройте подпитывающий кран, подключив к нему воду (желательно горячую);
- из подведенного к канализации шланга должна пойти вода со ржавчиной и иными загрязнениями;
- завершите процедуру, когда пойдет чистая вода.
Процедуру желательно 2-3 раза повторить, поскольку грязь может прибиться к внутренним стенкам потоком воды. Во многих домах система не соединена с водопроводом.
В данном случае, чтобы подать воду в батареи, необходимо воспользоваться насосом или помпой. Это достаточно эффективный и безвредный для системы метод очистки.
Прибегая к нему регулярно, вы исключите необходимость более сложной чистки. Но, если загрязнений уже чрезмерно много, придется прибегнуть к более эффективным способам.
Гидропневматическая прочистка
Методика схожа с предыдущей, но предполагает применение еще и воздуха под давлением. Для формирования воздушного потока подойдет автомобильный или другой достаточно мощный компрессор.
Минус заключается в гидроударах, которым подвергаются приборы отопления. Они могут привести к повреждению слабых участков системы. Но, отсюда вытекает и преимущество – вы заблаговременно выявите потенциально аварийные участки и сможете их отремонтировать.
Химическая чистка
Данный способ предполагает применение разных химических веществ – от бытовых до специализированных. Рекомендуется приобрести специальную жидкость, на рынке их достаточно много.
В случае отсутствия такой возможности можно прибегнуть к народным средствам:
Специалисты рекомендуют применять лимонную кислоту. Она эффективно справляется как с накипью, так и ржавчиной. Также хорошо работает уксус.
https://youtube.com/watch?v=5_xsEm6KwV0
Обычно батареи приходится демонтировать. При наличии байпаса в обвязке демонтаж можно произвести даже в течение отопительного сезона.
Что потребуется?
Чтобы промыть самостоятельно систему отопления без разбора радиаторов, понадобится специализированное оборудование (CIF), которой называют очисткой на месте. Оно необходимо, чтобы насос дал направление движению жидкости в системе. Установка представляет собой емкость из пластмассы с насосом. Кроме этого, понадобится раствор для промывки. Его нальют в бак, с помощью насоса заполнят систему.
Выбирают такое оборудование исходя из нескольких факторов.
- Система очистки должна быть автоматической с управлением подачи импульсов для промывания.
- Корпус изделия должен быть стойким к применению различных дезинфицирующих средств.
- Важны размеры и вес, ведь при больших габаритах пользоваться оборудованием будет сложно. Оптимальный вариант будет весить 7-8 кг.
- Желательно, чтобы устройство имело индикатор давления и расхода воды, наличие реверса потока.
- Емкость должна вмещать в пределах 10-20 л.
Если планируется механическая чистка радиаторов, нужно приготовить тару для слива грязной жидкости, ненужные старые тряпки, которые хорошо впитывают влагу, а также полиэтилен, чтобы не навредить напольному покрытию в месте чистки либо по ходу перемещения радиатора для промывки. Кроме этого, в работе понадобятся ключи, газовая горелка или керосиновая лампа, шланг под размер трубы отопления, трос для прочистки и железная щетка. При применении химического метода будет нужен реагент, который не разрушает батареи, компрессор, аппарат для ввода жидкости в систему отопления. Машину выбирают надежную, экономия средств в данном случае может отразиться на качестве промывания. При этом учитывают тип используемого материала для очищения.
Причины загрязнения отопительных приборов
На внутренних стенках скапливаются соли железа, кальция и магния
Эффективность обогрева помещения снижается в результате двух процессов, которые особенно характерны для многоквартирных домов. Очистка радиаторов нужна, когда в батареях и подключенных к ним трубопроводов горизонтального положения образуются отложения. Эта проблема часто возникает в местах, где теплоноситель передвигается медленно, например, на участках разливов, в подводке к оборудованию, в самих устройствах.
Необходимо найти способ прочистить части радиатора отопления, так как некоторые из них сильно заливаются из-за обширного внутреннего объема. Чем значительнее объем при фиксированном диаметре стояков и подводящих труб, тем медленнее в них циркулирует жидкость, увеличивается количество осадка.
Теплоноситель, передвигающийся по теплотрассе, переносит с собой элементы песка, ржавчины, окалину и прочие загрязняющие вещества. Кроме того, ТЭЦ нагревает много воды в отопительный период, при этом идеально отфильтровать ее не получается. Вместе с ней также переносятся твердые частицы.
Некоторым видам труб вредят минеральные отложения. На внутренних стенках появляются отложения соли магния и кальция. Так как они являются твердым осадком, просвет труб постепенно уменьшается, из-за чего снижается эффективность отопления.
Частицы песка, ила и прочих взвешенных веществ замедляют циркуляцию теплоносителя в отопительных приборах. Когда они накопятся в большом количестве, вода начинает свое движение только по первым секциям радиатора, из-за чего снижается эффективность отопления.
Способы очистки
На данный момент существует несколько методов, с помощью которых можно очистить батареи из чугуна от загрязнений. Некоторые умельцы делают все работы в домашних условиях, а кто-то предпочитает обращаться за помощью к работникам теплосети.
Каждый вариант промывки имеет свои особенности.
Химический
При желании, очистить коммуникации можно и самостоятельно. Но это достаточно трудоемкая работа, сложность которой определяется, в первую очередь, весом отопительного оборудования.
В ходе работ при химическом способе очистки не нужно нарушать целостность системы — разбирать батареи на секции. Он больше всего подходит, когда коммуникации установлены в автономной системе отопления, то есть частном доме, коттедже или квартире.
Сама очистка чугунных радиаторов отопления производится с помощью химических элементов — реагентов, которые продаются во многих магазинах. При желании, могут быть использованы и подручные средства, например, кальцинированная или каустическая сода.
Промывать чугунные радиаторы допускается также композиционными растворами, щелочами, органическими и минеральными кислотами в небольших пропорциях. На каждой упаковке с химикатами есть четкая инструкция, которой нужно следовать в ходе очистки. Дело в том, что эти элементы, при помощи которых чистятся батареи — агрессивные вещества. Они оказывают воздействие не только на накипь и отложения, но и на сам материал, из которого сделан радиатор.
Для продления срока службы оборудования очистку достаточно проводить раз в 3-4 года.
Нередко при самостоятельной промывке пользователи допускают грубую ошибку — готовят слишком концентрированный раствор кислоты. Большая концентрация промывочного раствора с легкостью «съест» загрязнения, а вместе с ними и уплотнительные элементы прибора. Это может стать причиной течи батарей. Химические жидкости ни в коем случае не должны применяться для прочистки алюминиевых радиаторов, если только это не специально предназначенный препарат.
При недостатке навыков не рекомендуется проводить работы самостоятельно, иначе есть вероятность окончательно испортить оборудование. Лучше всего обратиться к специалистам, у которых есть все необходимое.
Если все же хочется выполнить чистку самостоятельно, то не рекомендуется пользоваться слишком сильнодействующими веществами.
Оптимальные варианты — соль этилендиаминтетрауксусной кислоты или более щадящий вариант в виде лимонной кислоты.
При помощи специального оборудования
На данный момент существует несколько видов специальной аппаратуры, используемой для прочистки батарей.
Для бытовых целей это следующая техника:
- пневмопистолет «Тайфун»;
- прибор для электрогидроимпульсного воздействия ЗЕВС-24;
- аппарат Крот-Мини.
Тайфун
Пневмопистолет — это компактное и простое в использовании устройство. Благодаря точечному воздействию на засорения им можно прочищать водопроводные и канализационные трубы диаметром не больше 150 мм.
Суть чистки заключается в гидравлическом таране, который, двигаясь со скоростью 1,5 км/ч, удаляет со стенок оборудования затвердевшие отложения. Максимальное расстояние ударной волны достигает 60 метров. Применение пневмопистолета актуально, если обычная гидравлическая промывка не дает результатов.
Цены на пневмопистолеты
пневмопистолет
ЗЕВС-24
Несмотря на небольшие размеры, это оборудование обладает достаточной мощностью, чтобы разрушить затвердевшие, крепко прилипшие к внутренним стенкам труб отложения. С его помощью можно очищать изделия диаметром от семи до 150 мм.
Рабочий принцип таков: аппаратом создается электрический разряд, в результате чего возникает ударная волна и мощные гидродинамические потоки. Установка ЗЕВС-24 позволяет очищать труднодоступные гнутые и спиралевидные трубы.
Крот-Мини
Этой установкой прочищаются коммуникации диаметром от 20 до 150 мм — внутридомовые канализационные сети и другие трубопроводы. Благодаря спирали, установленной в барабане, облегчается очистка труднодоступных мест.
Аппарат используется во многих отраслях человеческой деятельности: начиная от служб жилищно-коммунального хозяйства, гостиниц, автозаправок и заканчивая промышленными предприятиями.
Цены на устройство Крот-Мини
Крот-Мини
Причины засорения системы обогрева
Горячая вода, циркулируя по трубам отопления, взаимодействует с металлом и способствует возникновению химических процессов. В результате на внутренних поверхностях батарей появляются отложения, которые препятствуют работе системы и прогреву помещений в квартире. В трубах из чугуна засор образуется из-за очагов коррозии, разрушающей металл и оседающей на стенках в виде мельчайших частиц. На внутренних поверхностях алюминиевых или стальных радиаторов отложения возникают из-за выпадения солей кальция и магния.
Кроме того, засорению системы обогрева способствует низкое качество теплоносителя. Вместе с водой по трубам перемещаются и частицы песка, и окалина от сварки, и другие виды загрязнений, особенно если коммуникации старые. Со временем все элементы системы обогрева заиливаются и нуждаются в чистке, которую можно выполнить и своими руками.
Сигналом того, что батареям требуется промывка, являются:
- увеличение времени разогрева помещения;
- рост потребления энергоносителей;
- неравномерное прогревание радиаторов;
- появление посторонних шумов в отопительном котле;
- холодные батареи при горячих трубах.
Если вовремя не провести прочистку сети, то помимо снижения теплоотдачи и роста потребляемой энергии ускоряется и механический износ коммуникаций.
Очистка радиаторов в доме и квартире
В квартире
Радиаторы в квартире промывают в конце отопительного сезона, чтобы слить теплоноситель
Если нужно сделать промывку в многоквартирном доме, необходимо подождать окончания отопительного сезона. Перед началом процесса из радиатора сливают всю жидкость и демонтируют. Можно приобрести химические вещества или использовать народные средства.
Далее нужно следовать по инструкции:
- батарею помещают в ванну;
- если оборудование чугунное, с него снимают заглушки;
- внутрь заливают горячую воду, в первый раз не используют вспомогательные вещества;
- обогреватель хорошо встряхивают и сливают воду;
- заливается подготовленный химический раствор, отверстия заглушаются пробками;
- оборудование оставляется в таком состоянии на несколько часов;
- раствор выливается, батарея промывается водой и устанавливается на место.
В частном доме
Радиаторы в частном доме лучше промывать на улице
В загородных участках сложнее очищать обогревательные приборы. Проблема заключается в том, что вода поступает не из централизованной водопроводной системы, а из водоемов и колодцев. Из-за этого в радиаторах может скопиться большое количество различных чужеродных элементов и грязи.
Если не применять фильтрованную станцию, оборудование отопления будет засоряться намного быстрее, чем это происходит в квартирах. Поэтому необходимость в продувке и промывке батарей у жителей частного сектора возникает чаще.
Если прочищается батарея частного дома, необходимо чистить обогреватель и саму магистраль, по которой движется теплоноситель. В ином случае, мусор, находящийся в радиаторе, вновь попадет в нагреватель, и промывочные операции будут пустой тратой времени.
Не нужно ждать окончания отопительного сезона, однако проводить это мероприятие зимой будет нецелесообразно, так как отключится отопительная система. Можно применять тот же способ, что и в чистке квартирных отопительных приборов.
В отопительный сезон
Когда процедура очистки проводится в отопительный период, можно использовать химикаты или народные средства, например, щелочь или уксусную кислоту.
Не требуется спускать воду из нагревательного устройства. Также не нужно снимать батарею с ее места. Линия паропровода на время очистительной операции должна быть перекрыта. После перекрытия необходимых клапанов, осуществляется продувка обогревателей, а затем, прочищается радиатор.
Для очистки батареи по ее контуру пропускается вода. Она должна подаваться, пока из трубопровода не польется чистая жидкость, без примесей и мусора. Благодаря этому, можно очистить всю магистраль.