Правила дозаправки фреоном R22 и его температура кипения

Виды фреонов (хладонов)[ | ]

В соответствии со степенью воздействия на озоновый слой фреоны (хладоны) делят на следующие группы:

ГруппаКласс соединенийФреоны (хладоны)Воздействие на озоновый слой
AХлорфторуглероды (ClFC)R-11, R-12, R-13, R-111, R-112, R-113, R-113а, R-114, R-115Вызывают истощение озонового слоя
Бромфторуглероды (BrFC)R-12B1, R-12B2, R-113B2, R-13B2, R-13B1, R-21B1, R-22B1, R-114B2
BХлорфторуглеводороды (HClFC)R-21, R-22, R-31, R-121, R-122, R-123, R-124, R-131, R-132, R-133, R-141, R-142в, R-151, R-221,

R-222, R-223, R-224, R-225, R-231, R-232, R-233

Вызывают слабое истощение озонового слоя
CФторуглеводороды (HFC)R-23, R-32, R-41, R-125, R-134, R-143, R-152, R-161,R-227, R-236, R-245, R-254Озонобезопасные фреоны (хладоны)
Фторуглероды (перфторуглеводороды) (CF)R-14, R-116, R-218, R-C318

Наиболее распространены следующие соединения:

  • трихлорфторметан (tкип 23,8 °C) — Фреон R-11
  • дифтордихлорметан (tкип −29,8 °C) — Фреон R-12
  • трифторхлорметан (tкип −81,5 °C) — Фреон R-13
  • тетрафторметан (tкип −128 °C) — Фреон R-14
  • тетрафторэтан (tкип −26,3 °C) — Фреон R-134A
  • хлордифторметан (tкип −40,8 °C) — Фреон R-22

Заправка и дозаправка кондиционера фреоном

набор инструментов для заправки

Как происходит заправка кондиционеров фреоном, и чем она отличается от дозаправки?

Дозаправка – это частичное восполнение потерянного объема хладагента. Она может понадобиться при утечке или при профилактической заправке. Ее также осуществляют при увеличении трассы во время монтажа. В среднем заводской объем закаченного хладона рассчитан на 5 метров трассы. Если происходит увеличение ее длины, то требуется дозаправка кондиционера фреоном из расчета 30 гр на метр магистрали.

Для бытовых кондиционеров с фреоном R-22 и ему подобных применяют способ дозаправки, а для систем с хладоном R-410a используют только метод полной заправки. Этот газ состоит из смеси химических веществ с разной степенью летучести, которые испаряются совершенно неравномерно, следовательно, состав оставшегося вещества сильно меняется.

Полная заправка – это восполнение всего объема газа в холодильном устройстве. Она необходима при заправке бытовых кондиционеров фреоном после переезда, когда предварительно весь хладагент был спущен, или при восполнении объема хладона, имеющего сложный компонентный состав.

Выпуск фреона из кондиционера

Прежде чем закачать фреон в кондиционер при полной заправке, из него необходимо выпустить оставшийся газ. Как правильно слить фреон с кондиционера, и какие инструменты понадобятся для этого?

Некоторые мастера не видят ничего страшного в том, чтобы просто ослабить гайки на внешнем блоке и стравить все в атмосферу, считая небольшое количество хладагента для окружающей среды безопасным. В чистом виде он на самом деле безвреден, но делать так не стоит. Для его выпуска из кондиционера необходимо иметь станцию по сбору фреона, которая врезается в систему кондиционирования при помощи специального штуцера и откачивает весь газ из нее.

Далее производят вакуумирование, и только после этого подключают баллон с фреоном и производят его закачку в кондиционер по необходимой норме.

Сколько нужно фреона

В разных холодильных системах находится разное количество хладагента. То, сколько в кондиционере может быть фреона, зависит от холодопроизводительности агрегата. В среднем его объем составляет в стандартных сплитах от 700-800 грамм, а в мощных установках коммерческого или промышленного назначения более килограмма.

Требуемый объем указывается производителем на шильдике, представляющем собой металлическую табличку на внутреннем корпусе сплита. Он помогает определить, сколько фреона в кондиционере должно находиться. Используя манометр, мастер определяет величину давления в охлаждающем корпусе и смотрит эту табличку.

Способы заправки кондиционера

заправка по массе

Заправка кондиционера может производиться несколькими способами, но наиболее простыми и часто применимыми являются:

  • заправка по массе (по весам) – понадобится дорогостоящие весы для взвешивания баллона с хладагентом;
  • заправка по давлению – при значениях ниже 3-3,5 атм требуется восполнение газа;
  • по току – понадобятся токоизмерительные клещи, накладываемые на фазу провода питания работающего внешнего блока.

Существуют еще два способа: заправка по переохлаждению и по перегреву. Но в реальности их применяют только при проверке промышленных компрессорно-конденсаторных блоков, так как в бытовых сплитах нет устройства, регулирующего расход фреона. Его роль выполняет капиллярная трубка.

Только опытные монтажники знают все безопасные способы, как слить фреон в кондиционере и как восполнить его нехватку. Не стоит самим пытаться проводить такие действия, которые могут привести к ожогам кожных покровов или глаз, а также полностью вывести холодильную машину из строя.

Замена R22

Ранее данный компонент был популярен еще и потому, что его соотношение характеристик/цены было оптимальным. Однако на сегодняшний день рынок хладагентов пополнился множеством других аналогов, которые являются более безопасными.

Фреон R407C. Обладает отличными техническими параметрами и еще одним важным качеством, обладающим огромным преимуществом перед R22. Он не воспламеняется, а, значит, полностью безопасен во время своей эксплуатации.

Фреон R410. Этот тип хладагента является очень перспективным, однако есть определенные проблемы с его эксплуатацией. Дело в том, что для его оптимальной работы требуются особые эксплуатационные условия, а их способно создать лишь новейшее оборудование.

Несмотря на это, в настоящее время именно второй вариант химиката считается наиболее оптимальной и вероятной заменой.

В качестве вывода можно сказать следующее. Фреон-22 был достаточно универсальным и долгое время был лидером в своей области. Однако его пагубное влияние не осталось незамеченным, и на сегодняшний день его применение находится под полным запретом

По этой причине стоит обратить внимание на его возможные замены

Основные преимущества и недостатки

Современный хладагент R-410A относится к группе специфических гидрофторуглеродов. Его состав рассматривается всемирными организациями как озонобезопасный. Касательно минимального температурного скольжения — этот параметр приравнивается к 0,15 К, благодаря чему он входит в категорию однокомпонентных хладонов. Широкий спектр применения фреона R-410A обусловлен тем, что он обладает множественными преимуществами:

  • Если из-за поломки газ вышел из сосуда, то его можно легко восполнить без потери качества самого хладагента.
  • Перед производителями открываются более широкие горизонты в сфере уменьшения энергопотребления техники.
  • Нет необходимости устанавливать мощный, дорогостоящий компрессор, так как теплообменник обладает высоким уровнем удельной холодопроизводительности.
  • Существенно возросла эффективность работы систем, так как фреон R-410A обладает низкой вязкостью и хорошей теплопроводностью.

Отрицательных сторон не так уж и много, но все они должны быть учтены не только опытными мастерами, но и обычными пользователями, которые используют бытовую технику с фреоном. К основным недостаткам относятся следующие:

  • Из-за разности давления по отношению к нагнетанию и всасыванию фреона уровень КПД компрессора может быть снижен.
  • Профессионалы отмечают быстрый износ подшипников, который обусловлен высоким рабочим давлением в системе.
  • Использование фреона влияет на то, что корпус бытовой техники должен обладать повышенной герметичностью. Итоговая толщина стенок медных труб рабочей магистрали должна быть больше, нежели для привычного хладагента R22. Минимальный показатель должен находиться в пределах 0,9 мм. Стоит отметить, что большой процент содержания меди ведёт к существенному удорожанию эксплуатируемой системы.
  • В кондиционерах используется высококачественное полиэфирное масло, которое стоит гораздо дороже, нежели минеральное.
  • Этот вид хладагента является несовместимым с элементами климатического оборудования. Правило касается тех деталей, которые изготовлены из эластомеров и чувствительных к пентафторэтану, дифторметану материалов.

Гарантия качества

Мы тщательно отбираем не только производителя, но и каждую партию товара. Мы принципиально не работаем с товаром сомнительного качества по более низкой цене, которым завален рынок как Китая, так и России. Именно поэтому нам доверяют крупнейшие предприятия с мировыми именами. › ‹

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Долгосрочная экологически безопасная исчерпывающая замена для R-502 в новых низко- и среднетемпературных коммерческих системах охлаждения с температурой испарения от –45 до +10оС (витрины универсама, склады для хранения продуктов питания, льдопроизводительные машины и транспортные системы охлаждения).

Опасность для человека

Хладагент R32 считается пожароопасным. Но он относится к классу A2L. В этой аббревиатуре первая буква «A» означает, что газ имеет низкую токсичность. А обозначение «2L» значит, что он относится к веществам средней пожароопасности. Класс веществ A2L имеет следующие характеристики:

  1. Концентрация в воздухе для сжигания более 0,3 кг/м3;
  2. Скорость горения 400 ppm.

При утечке хладагент R32 может загореться. Но для этого нужны особые условия. Обычная искра не сможет его поджечь. Чтобы фреон загорелся, нужна энергия не менее 15 мегаджоулей. К тому же, гореть он будет если его концентрация в воздухе от 13,3% до 29,3% (согласно исследованиям, опубликованным Консорциумом европейских исторических библиотек).

Если воздействию высокой температуры фреон R32 подвергается в других концентрациях, он разлагается. При этом образуются фториды. Некоторые из них представляют опасность для здоровья.

R23 хладагент тяжелее воздуха почти в 2 раза. При утечке он скапливается внизу. Соответственно, надышаться им очень сложно. Этот фреон фактически не представляет угрозы для человека.

Источник

Рабочее давление и температура воздуха

Несмотря на многие неблагоприятные факторы, благодаря практическим наблюдениям специалистов по обслуживанию кондиционеров можно представить следующие приблизительные показатели давления. Если в магистрали закачен хладагент R410 при уличной плюсовой температуре 24-28 градусов, то давление будет 6,4 Бар, а при показателях 12-15 градусов – составит 5 Бар.

В случае заполнения контура фреоном R22 и при таких же показаниях температуры, давление уже будет 4,3 и 3,3 Бар, соответственно. Но этим цифровым данным можно доверять лишь при соответствии параметров, перечисленных выше, к тому же при отсутствии причин низкого давления, определяющих утечку газа.

О недостающем объеме фреона свидетельствует:

· несоответствие показателей настроенного режима и фактических значений;

· постоянно работающий компрессор;

· образование инея на вентилях и соединениях трубок или теплообменнике;

При обнаружении хоть одной из этих неисправностей, необходимо обратиться в сервисный центр.

Фреон – это смесь газов, благодаря которой кондиционер охлаждает помещение. Хладагент циркулирует в системе, испаряется в теплообменнике и понижает температуру воздуха. Фреон r 410a – рабочий газ большинства современных кондиционеров. Он заменил хладон R22, негативно влияющий на озоновый слой.

Диагностика и дозаправка

Ford Focus Hatchback ,, синий ,, Бортжурнал антибактериальная обработка кондиционера Определить утечки и сколько фреона в кондиционере осталось может специалист с помощью специального оборудования. Основным показателем количества газа в системе является его давление. Проверяют давление при помощи манометрической станции.

Как правило, такую проверку осуществляют в теплое время года со стороны всасывания, т.е по синему манометру. Шланг от прибора подключается к сервисному вентилю, расположенному на стороне всасывания, и запускается кондиционер. Через 10-15 минут на манометре будут корректные показания.

Таблица давлений фреона в кондиционере для конкретной марки устройства находится на внешнем блоке климатической техники.

  • Discharge side – это рабочее давление на стороне нагнетания.
  • Suction side – это показатель рабочего давления на стороне всасывания.

Следует учесть, что показатели давления меняются в зависимости от температуры окружающего воздуха и температуры в помещении. Ниже представлены таблицы зависимости давления от температуры воздуха для наиболее востребованных в климатической технике газов.

Многие владельцы климатической техники задают вопрос, как определить какой фреон в кондиционере, когда и сколько его необходимо заправлять?

Для того чтобы узнать тип применяющегося газа следует внимательно посмотреть на заводскую маркировку, которая находится на внешнем блоке устройства.

В строке с надписью Refrigerant находится марка хладагента, использующаяся в конкретной модели климатической техники. В нашем случае это R22.

Заправку следует осуществлять при следующих признаках:

  • Из внутреннего блока не поступает охлажденный воздух при работающем аппарате.
  • На трубках появляется наледь.

Дозаправка сплит-системы также потребуется при переустановке климатической техники и после ремонта компрессорного блока.

Определенных норм заправки бытовых сплит-систем не существует. Специалист ориентируется по показаниям манометрической станции, весов и на основании собственного опыта. Именно поэтому для заправки климатической техники необходимо приглашать только квалифицированных специалистов, которые дают гарантию на выполнение своих работ.

Многие спрашивают: сколько стоит заправка кондиционера фреоном. Стоимость заправки кондиционера редко бывает фиксированной. Цена включает в себя стоимость работ плюс стоимость хладагента. Кроме этих факторов на ценообразование играет конкуренция и доброе имя компании.

Средняя стоимость заправки кондиционера в Москве:

  • R22 заправка – 1500 руб. работа + стоимость газа, из расчета 300 руб.100 грамм газа.
  • R410А заправка – 1500 руб. работа + стоимость газа, из расчета 500 руб. 100 грамм хладагента.

В самостоятельной заправке сплит-системы хладагентом нет ничего сложного и страшного. Достаточно иметь оборудование и некоторые знания. Но следует понимать, что в результате неправильной заправки сплит-система может выйти из строя. Стоимость услуг с гарантией качества значительно ниже цены нового кондиционера, поэтому работу по заправке (дозаправке) кондиционера лучше всего доверить профессионалам.

Что представляет собой вещество

Раньше встретить упоминание об использовании фреона-22 была не трудно. Он широко использовался в холодильных установках, в климатическом оборудовании и т. д. Почему это средство имело широкую популярность? Основная причина крылась в том, что он мог использоваться в абсолютно любом устройстве вне зависимости от того, какой был установлен компрессор, какое использовалось масло и т. д. Хотя рекомендации по маслу все же были, и если применялся фреон-22, то обычно приобретали минеральное масло. Этот хладагент имеет следующие особенности:

Если соблюдать все меры предосторожности, то применение субстанции считается относительно безопасным. Применять этот химикат можно в любом оборудовании, начиная с небольших бытовых приборов, заканчивая огромными и мощными промышленными установками

Высокие теплофизические характеристики. С точки зрения химии, фреон-22 считается стабильным веществом
Последняя в списке, но не по важности, особенность – нейтральность вещества к металлам. Это означает, что применять его можно в паре с любым металлом, не опасаясь при этом, что он вызовет коррозию покрытия

Зачем нужна таблица зависимости давления фреона от температуры

Важно, что температура кипения фреона напрямую связана с давлением, а также с конденсацией. Она находится в зависимости от молекулярного состава вещества

Чем больше температура кипения, тем больше фреоновых молекул перейдет в газообразное состояние. В результате поднимется и давление в системе кондиционирования. Такие условия вынуждают оборудовать систему охлаждения компрессором повышенной мощности. Строгие требования предъявляются и к качеству материалов системы кондиционирования. Они должны быть прочными, обладать стойкостью к износу.

Еще недавно на производствах массово применялся фреон R22 и его разновидности. На постсоветском пространстве он распространен и сейчас, так как существует запрет на ввоз вещества, но не на его эксплуатацию.

Если посчитать физические показатели этого фреона за единицу, получаем такие данные. Для оптимального функционирования систем кондиционирования достаточное давление будет 16 атм. Именно с учетом данных предпосылок и создавались модели холодильного оборудования, кондиционеров. Их конструировали с расчетом зависимости температуры кипения от давления фреона. Все необходимые данные есть в таблице кипения фреонов. Эти показатели являются критически важными. Есть и другое название таблицы. Она может называться таблица давления фреона.

 t °C R22R12R134R404aR502R407cR717R410aR507aR600R23R290R142bR406aR409A
-70-0,81-0,88-0,92-0,74-0,72-0,89-0,65-0,720,94
-65-0,74-0,83-0,88-0,63-0,62-0,84-0,51-0,611,48-0,94
-60-0,63-0,77-0,84-0,52-0,51-0,74-0,78-0,36-0,502,12-0,9
-55-0,49-0,69-0,77-0,35-0,35-0,63-0,69-0,22-0,322,89-0,83
-50-0,35-0,61-0,70-0,18-0,19-0,52-0,590,08-0,143,8-0,8
-45-0,2-0,49-0,59-0,11-0,14-0,34-0,440,25-0,024,86-0,66
-400,05-0,36-0,480,320,30-0,16-0,280,730,39-0,716,090,12-0,62
-350,25-0,18-0,320,680,64-0,06-0,241,220,77-0,627,510,37-0,4
-300,640,00-0,151,040,980,370,191,711,15-0,539,120,68-0,2
-251,050,26-0,061,531,450,750,552,351,67-0,3810,961,03-0,10,06
-201,460,510,332,021,911,120,902,982,18-0,2713,041,440,20,32
-152,010,850,672,672,531,641,413,852,86-0,1815,371,910,40,62
-102,551,191,013,323,142,161,914,723,540,0917,962,450,80,98
-53,271,641,474,183,942,872,65,854,420,3320,853,060,221,11,4
3,982,081,935,034,733,573,296,985,290,57243,750,471,61,88
54,892,662,546,115,734,434,228,376,400,8927,544,520,752,12,43
105,803,233,147,186,735,285,159,767,511,2131,375,381,082,63,07
156,953,953,938,527,976,466,3611,568,881,6235,566,331,463,33,78
208,104,674,729,869,207,637,5713,3510,252,0240,117,391,94,04,59
259,55,395,7111,510,709,149,1215,0011,942,5445,038,552,384,85,5
3010,906,456,7013,1412,1910,6510,6716,6513,633,059,822,945,76,51
3512,607,537,9315,1313,9812,4512,6119,7815,693,6911,213,556,77,64
4014,308,609,1617,1115,7714,2514,5522,9017,744,3212,734,257,88,88
4516,310,2510,6719,5117,8916,4816,9426,220,255,0914,385,029,110,26
5018,3011,9012,1821,9020,0118,7019,3329,5022,755,8616,165,8710,411,76
5520,7513,0814,0024,7622,5121,4522,2425,806,7918,086,8111,913,41
6023,2014,2515,8127,6225,0124,2025,1428,857,7220,147,8513,615,2
7029,0017,8520,1630,9232,129,9124,7210,2317,319,26
8022,0425,3240,4029,9413,0721,523,99
9026,8831,4350,1435,8216,429,43

Что такое фреон R-404а

Фреоны (хладоны) — это вещества, не имеющее цвета и запаха. Они бывают в форме газа или жидкости. Отличительной чертой фреонов является то, что они плохо растворяются в воде, но легко поддаются воздействию различных органических растворителей. Большинство фреонов не воспламеняются, хотя есть и исключения, например, фреон R600А. Кроме того, эти вещества могут похвастаться тем, что не устойчивы к окислителям и кислотам.

Фреон R404 (404A) — это фреон, который был получен искусственным путём для того, чтобы стать аналогом R22 и R502. По задумке, R404 должен был не только вобрать в себя лучшие качества обоих фреонов, но и иметь ряд преимуществ по некоторым критериям.

Если обратиться к истории фреона 404А, то выяснится, что он относительно молод и появился на свет в 1994 г. Широкий спрос он получил не сразу. Сначала фреон 404А использовался только в специально разработанном под него оборудовании, в основном, это крупные холодильные устройства, предназначенные для коммерческих нужд.

Постепенно фреон 404А стал использоваться на различных оптовых базах, в магазинах, рефрижераторах, в витринах, со временем заработав нынешнюю популярность.

Разумеется, такой спрос на фреон 404А возник не на пустом месте. Ему способствовали те преимущества, которыми обладает данный хладон.

Примечательно, что хотя фреон 404А не является горючим веществом, в его составе такое имеется — R143А. Но даже, чтобы фреон загорелся R143А, потребуются определённые условия температуры и давления. Тем не менее, специалисты рекомендуют не искушать судьбу и соблюдать элементарные меры безопасности при работе с фреоном 404А

Что это за предосторожности? Не следует смешивать фреон 404А с воздухом

Важно избегать высоких давлений и температур

При работе с фреоном 404А следует учитывать, что он хорошо растворяется в эфирных маслах, но практически не смешивается с минеральными, причём, что примечательно, так происходит при самых разных температурах.

На сегодняшний день фреон 404А продолжает отвоёвывать свою нишу среди холодильного оборудования и всё увереннее вытесняет своего предшественника — фреон R502

Важно учесть ,что при замене старого хладона на фреон 404А, требуется поменять и масло

Воздействие на окружающую среду

Влияние на озоновый слой

Основная статья: Озоновый слой

Считалось, что одной из причин уменьшения озона в стратосфере и образование озоновых дыр является производство и применение хлор- и бромсодержащих фреонов. Попадая после использования в атмосферу, они разлагаются под воздействием ультрафиолетового излучения Солнца. Высвободившиеся компоненты активно взаимодействуют с озоном в галогеновом цикле распада атмосферного озона.

Подписание и ратификация странами ООН Монреальского протокола привело к уменьшению производства озоноразрушающих фреонов.

В связи с пагубным влиянием озоноразрушающего фреона R-22, его использования год от года сокращается в США и Европе, где с 2010 года официально запрещено применять этот фреон. В России c 2011 года прекращен импорт холодильного оборудования, в том числе кондиционеров промышленного и полу-промышленного класса, однако сам фреон пока производится в стране.. На замену фреону R-22 должен прийти фреон R-410A, а также ретрофиты R-407C, R-422D.

Парниковый эффект

Основная статья: Парниковые газы

Парниковая активность (англ. GWP — ПГП) фреонов в зависимости от марки варьирует в пределах от 1300 до 8500 раз выше чем у углекислого газа при одинаковых объёмах (при этом надо учитывать, что применяемые людьми объёмы фреонов ничтожны по сравнению с объёмами углекислого газа, попадающими в атмосферу из Мирового океана). Основным источником фреонов являются холодильные установки и аэрозоли.[неавторитетный источник?

Область I — подача жидкого фреона.

Область I условно лежит на 2 бара выше линии конденсации фреона. Именно эти условия на всасывании зачастую требуют производители насосов высокого давления.

В этой области могут работать как жидкостные насосы, так и дожимные компрессоры и насос-компрессоры Haskel.

Наиболее эффективна работа жидкостых насосов, так как фреон в процессе перекачки насосом не претерпевает фазовых переходов а находится строго в жидкой фазе — в противном случае насос качать не будет.

Дожимные компрессоры и насос-компрессоры на цикле всасывания стремятся перевести жидкость в газовую фазу, на цикле нагнетания — переводят обратно в жидкую фазу. В результате компрессоры подают мультифазную среду, что значительно снижает эффективность.

Технические характеристики

По физическим свойствам смесь двух гидрофторуглеродов близка к азеотропной. При фазовых переходах ее температурный глайд минимальный, практически равен 0. Это означает, что оба компонента одновременно испаряются и конденсируются. Фреон R 410a обладает высокой холодопроизводительностью. Улучшение характеристики позволяет уменьшать размеры климатического оборудования и холодильных установок. Хладагент не токсичен и пожаробезопасен, на воздухе не воспламеняется.

Физические характеристики фреона r410a

Характеристики

Единицы измерения
Значение
Молекулярная масса
72,6

Температура кипения
°C
-52

Плотность насыщенных паров при кипении
Кг/м3
4

Критическая температура
° C
72

Критическое давление
МПа
4,93

Температурный дрейф
°C
0,15

Теплота парообразования
КДж/кг
264.3

Удельная теплоемкость пара
БТЕ/фунт*°F
0,17

Коэффициент разрушения озона

Потенциал глобального потепления (GWP)
1890

Группа безопасности по ASHRAE
A1/A1

Высокий потенциал глобального потепления относится к недостаткам соединения. Эффект выброса аналогичен R22. Дозаправка системы осуществляется только в жидкой фазе. Транспортировка и хранение производится в баллонах розового цвета, выдерживающих давление 48 бар. Емкости заполняются на 75% веса.

Классификация и номенклатура фреонов

В мире принято обозначать все хладоны буквой R (от английского refrigerant – хладагент) с цифрами, первоначально обозначавшими количество атомов того или иного вещества в молекуле. Международный стандарт ISO № 817-74 (его нормы дублированы в отечественном ГОСТ 29265-91) определяет правила маркировки хладонов так:

  • первая цифра справа – это числа атомов фтора в соединении;
  • вторая цифра справа – это число атомов водорода в соединении плюс единица;
  • третья цифра справа – это число атомов углерода в соединении минус единица (для соединений метанового ряда ноль опускается);
  • число атомов хлора в соединении находят вычитанием суммарного числа атомов фтора и водорода из общего числа атомов, которые могут соединяться с атомами углерода;
  • для циклических производных в начале определяющего номера ставится буква C;
  • в случае, когда на месте хлора находится бром, в конце определяющего номера ставится буква B и цифра, показывающая число атомов брома в молекуле.

Так, например, популярный когда-то R12 имеет два атома фтора, не содержит водорода (1-1 = 0), один атом углерода (0+1 = 1), а поскольку валентность углерода равна 4, и две связи заняты атомами фтора, остается два атома хлора. Таким образом, получаем химическую формулу R12 – CF 2 Cl 2.

По химическому составу и степени воздействия на озоновый слой хладоны классифицируются следующим образом:

ГруппаКласс соединенийРаспространенные фреоны, входящие в группуВоздействие на озоновый слой
AХлорфторуглероды (ХФУ, HFC)R11, R12, R13, R111, R112, R113, R114, R115Вызывают серьезное истощение озонового слоя, применение запрещено Монреальским протоколом
БромфторуглеродыR12B1, R12B2, R113B2, R13B2, R13B1, R21B1, R22B1, R114B2
BГидрохлорфторуглероды (ГХФУ, HCFC)R21, R22, R31, R121, R122, R123, R124, R131, R132, R133, R141, R142, R151, R221, R222, R223, R224, R225, R231, R232, R233Вызывают слабое истощение озонового слоя, применение ограничено Монреальским протоколом
CГидрофторуглероды (ГФУ, HFC)R23, R32, R41, R125, R134, R143, R152, R161,R227, R236, R245, R254Озонобезопасные фреоны, не попадают под Монреальский протокол

Однако экологические и химические свойства фреонов – не единственные их характеристики. Важны и их физические свойства: температура кипения, критические температура и давление и другие. Именно эти свойства определяют, подойдет хладагент для решения конкретной задачи или нет. В таблицу ниже сведены некоторые основные свойства популярных хладагентов, включая их «климатические» коэффициенты – озоноразрушающий потенциал (ОРП, ODP) и потенциал глобального потепления (ПГП, GWP). В основном в таблицу включены фреоны группы ГФУ (С), так как группы ХФУ и ГХФУ в скором времени будут выведены из обращения. Т кипения – температура кипения при атмосферном давлении, Т критическая – температура, выше которой жидкая фаза хладагента существовать не может. В столбце «горючесть» NF означает Non flammable, то есть негорючий, LF – low flammable, то есть слабогорючий.

ФреонХимическая формулаTкипения,°CTкрит,°CОРППГПГорючесть
R12CF 2 Cl 2-29.741120,98500NF
R22CHClF 2-40,8596,10,0551700NF
R123CHCl 2 CF 3-27,8183,70,0290NF
R134aC 2 H 2 F 4–26,1101,01430NF
R125C 2 HF 5–48,167,73200NF
R404A(R134a+R125+R143a)–4772,13922NF
R410A(R32+R125)–5172,52088NF
R407C(R32+R125+R134a)–4487,31824NF
R245faC3H 3 F 515,1157,6930LF
RE347mccC 4 H 3 F 734,2~200368LF
R365mfcC 4 H 5 F 540.11~208<1500LF
R32CH 2 F 2–51,778,1675LF (A2L)
R161C 2 H 5 F–37,1102,212LF (A2L)
R152aC 2 H 4 F 2–24,0113,3140LF (A2L)
R1234yfC 3 H 2 F 4–29,4595,654LF
R507(R125+R143a)–47713900NF
R508A(R23+R116)–861312000NF
R404a(R125+R143a+R134a)-46.672,13922NF
R410a(R32+R125)-51.670,21890NF
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий