Порядок заливки незамерзайки
В случае если в системе находится жидкость ее необходимо аккуратно слить. Если контур еще не заполнялся антифризом, перед началом работ делается опрессовка воздухом.
При использовании водяной помпы пред тем как залить незамерзайку, делается сборка узла перекачки. К крану слива устанавливается тройник с манометром, за ним устанавливается обратный клапан. Обратный клапан нужен для того, чтобы при заливке незамерзайки во время отключения оборудования она самотеком не слилась обратно в канистру. Дальше устанавливается штуцер и через шланг подсоединяется к выходной горловине помпы. Шланг рекомендуется закрепить зажимным хомутом, а в качестве шланга использовать резиновый армированный шланг высокого давления. Во входную горловину также ввинчивается штуцер под шланг. Перед началом заполнения для создания необходимого разрежения в полость помпы заливается небольшое количество жидкости. Делается это через заливную горловину – отвинчивается крышка и заливается раствор.
Далее все работы проводятся в таком порядке:
- Проверяется герметичность накачкой воздуха;
- Проверяется работоспособность кранов Маевского на всех точках установки;
- Нагнетающий насос подключается к патрубку слива теплоносителя;
- Открываются краны Маевского;
- Шланг подключается к насосу и опускается в емкость, так чтобы жидкость полностью покрыла корпус;
- Электродвигатель включается в сеть и постепенно проводится заполнение труб;
- При появлении протечек через открытые воздушные клапаны двигатель выключается, а задвижка на патрубке перекрывается;
- Перекрываются вентили на радиаторах, а клапан на полотенцесушителе остается открытым;
- Снова включается насос и осуществляется накачка в оставшийся объем – до полного заполнения всех полостей. После появления антифриза в кране на полотенцесушителе кран перекрывается, и подача жидкости прекращается.
После заполнения всего объема, рекомендуется включить котел и сделать в течение 2-4 часов прокачку холодного теплоносителя. В идеале рекомендуется сделать прокачку в режиме отопления при температуре 45-60 градусов. После этого делается стравливание воздуха и окончательная закачка недостающего теплоносителя. Во время тестового прогона, насос подкачки рекомендуется не отсоединять.
Как правильно заполнить отопительную систему открытого типа
Перед тем, как добавить воду в систему отопления, стоит определиться, по какой схеме она функционирует.
Существует две разновидности сборки отопительного контура в частном доме:
- Открытая система – давление в ней равно высоте водяного столбика от нижней до верхней точки контура. Посредством открытого расширительного бака система сообщается с атмосферой.
- Закрытый тип отопления функционирует при избыточном давлении в 1,5-2,5 атмосфер. В нем присутствует мембранный бачок, который компенсирует термическое расширение теплоносителя при повышении его температуры.
В открытой системе отопления все трубы контура уложены так, чтобы создать небольшой уклон от расширительного бака до верхней точки контура.
В данном случае не придется ломать себе голову, как правильно залить воду в систему отопления. Ее подают прямо через расширительный бачок, установленный под потолком или на чердаке. Можно заливать какой-либо емкостью, либо подключить кран к центральному водоснабжению.
Таким образом, в случае с открытым типом системы отопления – как правильно запитать ее, проблем возникнуть не должно. После растопки печи или котла вода начнет циркулировать естественным способом, либо принудительно после включения циркуляционного насоса, если он предусмотрен схемой.
Способы заполнения встроенный механизм и насосы
Насос для заполнения отопления
Как заполнить систему отопления в частном доме — используя встроенное подключение к водопроводу с помощью насоса? Это напрямую зависит от состава теплоносителя — вода или антифриз. Для первого варианта достаточно сделать предварительную промывку труб. Инструкция по заполнению системы отопления состоит из следующих пунктов:
- Необходимо удостовериться, что вся запорная арматура стоит в нужном положении — вентиль слива закрыт также как предохранительные клапаны;
- Кран Маевского в верхней точке системы должен быть открыт. Это необходимо для удаления воздуха;
- Вода заполняется до того момента, пока из крана Маевского, открытого ранее, не потечет вода. После этого перекрывается;
- Затем необходимо удалить излишки воздуха из всех приборов отопления. На них должен быть установлен воздушный клапан. Для этого нужно оставить кран заполнения системы открытым, следите чтобы вышел воздух из конкретного прибора. Как только из клапана потечет вода — его нужно перекрыть. Такую процедуру нужно сделать для всех приборов отопления.
После того как произошло заполнение воды в закрытой системе отопления, нужно проверить параметры давления. Оно должно составлять 1,5 бар. В дальнейшем для предотвращения протечек выполняется прессовка. О ней будет сказано отдельно.
Заполнение отопления антифризом
Перед тем как приступить к процедуре добавления антифриза в систему, нужно его подготовить. Обычно используют 35% или 40% растворы, но для экономии рекомендуется приобрести концентрат. Разбавлять его следует строго по инструкции, и только применяя дистиллированную воду. Помимо этого необходимо подготовить ручной насос для заполнения системы отопления. Он подключается к самой нижней точке системы и с помощью ручного поршня выполняется нагнетание теплоносителя в трубы. Во время этого необходимо следить за следующими параметрами.
- Выход воздуха из системы (кран Маевского);
- Давление в трубах. Оно не должно превышать значения 2 бар.
Вся дальнейшая процедура полностью аналогична вышеописанной. Однако следует учитывать особенности эксплуатации антифриза — его плотность намного выше, чем у воды
Поэтому следует особое внимание уделить расчету мощности насоса. Некоторые составы на основе глицерина, могут увеличивать коэффициент вязкости при повышении температуры. Перед заливкой антифриза необходимо заменить резиновые прокладки на стыках на паронитовые
Это значительно уменьшит вероятность появления протечек
Перед заливкой антифриза необходимо заменить резиновые прокладки на стыках на паронитовые. Это значительно уменьшит вероятность появления протечек.
Автоматическая система заполнения
Для двухконтурных котлов рекомендуется применять устройство автоматического заполнения системы отопления. Оно представляет собой электронный блок управления добавления воды в трубы. Устанавливается на входном патрубке и работает полностью в автоматическом режиме.
Главным преимуществом этого устройства является автоматическое поддержание давления методом своевременного добавления воды в систему. Принцип работы устройства заключается в следующем: манометр, подключенный к блоку управления, подает сигнал о критическом снижении давления. Автоматический клапан подачи воды открывается, и находится в таком состоянии до тех пор, пока давление не стабилизируется. Однако практически все устройства автоматического заполнения водой системы отопления имеют высокую стоимость.
Бюджетным вариантом является установка обратного клапана. Его функции полностью аналогичны устройству автоматического заполнения системы отопления. Он также устанавливается на входящий патрубок. Однако принцип его работы заключается в стабилизации давления в трубах с системой подпитки водой. При падении давления в магистрали напор водопроводной воды будет воздействовать на клапан. Из-за разницы он автоматически откроется до момента стабилизации давления.
Таким способом можно не только подпитывать отопление, но и осуществлять полноценное заполнение системы. Невзирая на кажущуюся надежность рекомендуется визуально контролировать подачу теплоносителя. При заполнении отопления водой обязательно открываются клапаны на приборах для выхода излишка воздуха.
Виды теплоносителя для залива в отопительную схему
Для систем отопления используют несколько типов теплоносителей.
Вода
Дешёвый универсальный теплоноситель:
- если заливать дистиллированную воду, то накипи и осадка не будет;
- не меняет свойств при соприкосновении с внутренними поверхностями;
- безопасна для людей;
- может крутиться в системе почти бесконечно.
Недостатки:
- При замерзании расширяется и разрушает трубы, поэтому в холодном климате придётся покупать антифриз.
- Металлические трубы начинают ржаветь.
- При использовании водопроводной воды кристаллизуется большое количество солей, поэтому придётся покупать дистиллированную воду. Если заливается водопроводная — рекомендуется регулярная очистка основных узлов и по возможности труб от солевых отложений. Процесс трудоёмкий, требует специальных реагентов.
Антифриз
Представляет собой водяные растворы этиленгликоля или пропиленгликоля с добавками.
Фото 1. Антифриз для систем отопления от производителя Termagent. Выдерживает температуру до минус 30.
- Допускается к использованию в отопительных системах только антифриз с составом, разработанным для этого. Нигде более эта жидкость использоваться не может.
- Замерзает при температуре от —30° до 60°С.
- Антифриз с этиленгликолем токсичен.
- Безопасный для человека теплоноситель с пропиленгликолем стоит дорого и требует замены каждые 5 лет.
- Новый состав, который предлагается на рынке, содержит ацетат и формиат калия. Подходит для местности с умеренным климатом — замерзает при температуре ниже —5°С. По стоимости является более доступным вариантом.
Правильный выбор теплоносителя требует внимательного отношения и учёта определённых факторов:
- Иногда в инструкции по эксплуатации котла указаны допустимые виды жидкости и иные использовать нельзя. Некоторые зарубежные производители вообще исключают применение антифриза — гарантийные обязательства аннулируются.
- Материал, из которого выполнены основные узлы и трубы — система должна быть выполнена из химически устойчивых труб и узлов. Антифриз несовместим с оцинкованным железом, потому что меняет свойства при контакте.
- Определённые виды составов плохо нагреваются и отдают тепло, если их используют, система проектируется с учётом этого.
- Теплоноситель не должен содержать токсичные и ядовитые вещества.
- Наиболее эффективная жидкость для системы имеет низкую вязкость.
- Некоторые виды теплоносителя предназначены исключительно для промышленного использования.
- Стоимость теплоносителя и допустимый срок его эксплуатации.
Вода или антифриз – сравнение параметров
Вода – распространенный природный элемент, повсеместно используемый в качестве теплового носителя, но из-за слишком высокой точки замерзания, ее приходится заменять в бытовом отоплении на гликолевые антифризы, имеющие в сравнении с водой следующие показатели:
- Их удельная тепловая емкость на 15% ниже, чем у воды, это означает, что при одинаковом объеме гликоль накапливает на 15% меньше энергии при нагреве и соответственно меньше отдает. Следовательно, для транспортировки одинакового с водой количества тепла в единицу времени его скорость перемещения по трубопроводу должна быть больше на ту же величину.
- Плотность незамерзаек чуть выше (на 5 – 10%) воды, а вязкость на 30 – 50% превышает водные показатели – это значит, что при движении жидкости по трубопроводу гидравлическое сопротивление возрастает. Если сравнивать с водным теплоносителем, циркуляционному насосу потребуется больше мощности и соответственно потребления электроэнергии для перемещения равного с водой объема антифриза.
- Их тепловой коэффициент расширения на 30 – 40% больше воды, при нагреве гликолевый теплоноситель возрастает в объеме на 5%, расширение несущественно, но иногда может понадобиться гидробак чуть большего объема.
- Из-за низкого поверхностного натяжения они на 50% более текучи, чем вода – это предъявляет повышенные требования к герметизации. Обычные резиновые прокладки придется менять на паронитовые, нередко случается, что внутренние прокладки радиаторов отопления не рассчитаны на работу с гликолями и придется принимать меры по устранению утечек между секциями (у современных радиаторов обычно таких проблем не бывает).
Рис. 2 Свойства антифриза в сравнении с водой
- Существенный недостаток относительно дешевых незамерзаек на основе этиленгликоля – высокая опасность для здоровья человека, вещество является ядовитым со смертельной концентрацией 2 мг. на 1 кг. веса. Поэтому этиленгликоль запрещено заливать в системы с открытым накопительным баком на чердаке, контур должен быть замкнут.
- Они имеют малый срок эксплуатации, рассчитанный на 10 сезонов и составляющий не более 5 лет, связано это с разложением антикоррозийных присадок в процессе работы. После этого придется сливать антифриз из системы, утилизировать (с ядовитым этиленгликолем это определенная проблема) и заливать в контур новый теплоноситель – это повлечет неоправданные финансовые расходы.
- В отличие от нейтральной воды, некачественные или просроченные гликоли в определенный период разлагаются, образуя твердый осадок, забивающий фитинги и разрушающий трубопроводную арматуру.
- Еще один существенный недостаток незамерзающих теплоносителей – относительно высокая стоимость, 20-литровая канистра этиленгликоля с кристаллизацией при -30º С обойдется в 15 у.е., цена такого же объема пропиленгликоля будет составлять 30 у.е.
- Следует также отметить, что при эксплуатации антифризы весьма чувствительны к критическим температурам – при перегреве входящие в их состав гликоли и присадки разлагаются с образованием твердых нерастворимых осадков и кислот. Это приводит к появлению нагара на нагревательных элементах котла, соприкасающихся с тепловым носителем, металлы подвергаются разрушительной коррозии, также страдают и уплотнительные элементы. Процесс сопровождается повышенным пенообразованием, приводящем к завоздушиванию системы и нарушению ее функционирования.
- Они имеют ограничения в использовании, запрещено их применение в электролизных котлах и трубопроводах из оцинкованной стали – металл подвергается усиленной коррозии с образованием нерастворимого осадка из белых хлопьев.
Рис. 3 Особенности теплоносителей на основе гликолей и их стоимость
- Существенный недостаток использования антифриза – отказ многих производителей котлов для отопления в их гарантийном обслуживании, если в систему заливаются гликоли.
- Единственным и главным преимуществом антифризов в сравнении водой является низкая температура замерзания, доходящая до -70º С. Даже при замерзании более высокотемпературного состава (его получают после разведения водой в определенной концентрации) вещество превращается в желеобразную массу с минимальным расширением. Поэтому, если заливать антифриз в систему отопления, целостность труб и котла гарантирована при любых природных отрицательных температурах замерзания контура.
Рис. 4 Антифриз в системе отопления частного дома – инструкция
Как можно заполнить систему отопления в многоквартирном доме
Схема водяного отопления с попутным движением воды: 1 – котел; 2 – главный стояк; 3 – расширительный бак; 4 – воздухосборник; 5 – подающие стояки; 6 – обратные стояки; 7 – обратная линия; 8 – расширительная труба; 9 – насос; 10 – направление уклона труб.
Водяную задвижку, расположенную в доме, следует перекрыть, на подающем теплоноситель трубопроводе постепенно открывают сброс воды. В это время сброс на обратной магистрали перекрыт. Затем нужно очень медленно приоткрывать затвор на магистрали обратного трубопровода до полного открытия
Осторожность следует соблюдать, потому что если резко открыть подачу воды под высоким давлением общей системы отопления, это может привести к резким перепадам давления, вызывающим гидроудары. Толчок может быть настолько мощным, что одного будет достаточно для разрыва системы в самых уязвимых местах. Некоторое время понадобится, чтобы заполнилась отопительная система
Следует постоянно наблюдать за сбросом. Когда пойдет вода без примеси пузырьков воздуха, а это можно понять по прекращению характерного звука шипения, перекрывают задвижку сброса. Теперь пришло время открыть заслонку подачи воды в конкретное помещение. На завершающем этапе остается провести стравливание воздуха со всех отопительных контуров. Такой способ заполнения системы водой предусмотрен для отопления с нижней разводкой
Некоторое время понадобится, чтобы заполнилась отопительная система. Следует постоянно наблюдать за сбросом. Когда пойдет вода без примеси пузырьков воздуха, а это можно понять по прекращению характерного звука шипения, перекрывают задвижку сброса. Теперь пришло время открыть заслонку подачи воды в конкретное помещение. На завершающем этапе остается провести стравливание воздуха со всех отопительных контуров. Такой способ заполнения системы водой предусмотрен для отопления с нижней разводкой .
Гораздо проще в обращении выглядит система с верхней разводкой труб
В таком случае следует одновременно, с той же осторожностью, приоткрывать сразу обе заслонки, при этом сброс должен быть закрыт. Для стравливания воздуха следует подняться на чердак строения и открыть воздушные краны, предусмотренные конструкцией
Почему падает давление в закрытой системе отопления?
Причина, по которой падает давление, существует одна – отсутствие герметичности, то бишь, протечка. Вопрос в том, чтобы ее найти. Характерным признаком протечки служит лужица в определенном месте либо бурое пятно, когда вода успевает высохнуть. В процессе поиска следует осмотреть следующие узлы и элементы:
- соединения труб и фитинги: бывает, что в последних возникают трещины;
- автоматические воздухоотводчики: неисправный элемент с застрявшим поплавком будет пропускать воду;
- запорно — регулирующая арматура, предохранительный клапан;
- расширительный бак: трещина в мембране вызовет падение давления, появление воздуха в системе и частое отключение котла.
Для устранения протечки не обойтись без частичного или полного опорожнения трубопроводов. По окончании работ придется снова залить воду в систему, создать необходимое давление и проследить за манометром в течении нескольких дней.
Принцип работы отопления закрытого типа
Как выглядит схема отопления закрытого типа? Основная конструктивная особенность, которая и обуславливает название такой системы – ее герметичность.
Система отопления закрытого типа, схема которой включает элементы, часть из которых используется и в других типах отопления, выглядит так:
- отопительный котел;
- воздушный клапан;
- термостат;
- отопительные приборы;
- расширительный бачок;
- балансировочный клапан;
- шаровой вентиль;
- насос и фильтр;
- манометр;
- предохранительный клапан.
Вот как выглядит отопление закрытого типа, схема и принцип работы которого довольно прост: циркулирующая в системе жидкость нагревается в котле и поступает в трубопровод. При расширении излишки жидкости попадают в бак, а при падении температуры возвращаются обратно, что позволяет поддерживать внутреннее давление в системе на заданном уровне.
Как заполнить систему отопления в частном доме. закрытую от внешнего давления? Как правило, в такой системе используется принудительная циркуляция. Из-за этого проявляется один из недостатков отопления закрытого типа – энергозависимость. Электроэнергия необходима для функционирования насоса, который обеспечивает постоянное движение воды по трубопроводу. Но если постоянных перебоев с электричеством нет, закрытые системы отопления частного дома будут работать правильно (прочитайте: «Как сделать отопление в частном доме — советы специалистов «). К тому же, такую систему можно дополнить, например, «теплыми полами», которые позволят увеличить теплоотдачу и сохранение тепла, что, в свою очередь, повысит экономичность такой конструкции.
Циркуляционный насос устанавливается на обратке прямо перед отопительным котлом. Здесь же можно разместить и расширительный бачок. При таком расположении важных для системы элементов можно забыть о необходимости создания постоянного уклона трубопровода и не обращать особого внимания на диаметр труб.
Система отопления закрытого типа защищена от попадания воздуха, но ликвидировать этот процесс невозможно. Например, при доливании жидкости в систему какое-то количество воздуха все же сможет просочиться в трубопровод. Попавший в трубы воздух будет скапливаться в верхней части системы и образовывать воздушные пробки, которые ухудшат работу системы и увеличат риск возникновения неполадок.
Чтобы спустить попавший в систему воздух, можно использовать кран Маевского или поплавковые отводчики, которые работают автоматически. Если воздух растворился в воде, то удалить его можно при помощи сепараторов, которые устанавливаются прямо в трубопроводе. Для экономии тепла отопительная система закрытого типа использует термостат, который автоматически включает и отключает насос при изменении температуры воздуха в помещении.
Периодичность замены теплоносителя
Если в многоквартирных домах теплоноситель сливается ежегодно, то в частных — необязательно. Следует исходить из того, что вода, которая уже циркулировала сезон в системе, является подготовленной:
- не содержит в составе кислорода;
- в результате длительного контакта с внутренними поверхностями получила инертность, что стало гарантом сохранения материалов контура;
- все соли и химические соединения, которые при нагревании превращаются в осадок и накипь, уже выпали, и вода стала приспособленной к циркуляции без химической активности.
Если нет опасности замерзания системы, она может циркулировать ещё один и даже два сезона. Для определения необходимости замены проверяется фильтр грубой очистки — если он относительно чист, то воду менять не надо.
Что касается антифриза, то качественный состав по технологии меняется раз в 5—7 лет. Однако на практике он используется намного дольше.
Схема закрытой системы отопления
В частном домостроительстве традиционно применяется 2 вида схем:
Однотрубная, больше известная как «ленинградка», удовлетворительно работает в одно – и двухэтажных домах небольшой площади, когда на каждом этаже установлено не более 5 радиаторов. Реализация схемы требует точного расчета диаметров труб и количества секций батарей, так как теплоноситель значительно остывает после прохождения каждого последующего радиатора. В соблюдении этих требований нуждается и однотрубная схема системы отопления закрытого типа с верхней разводкой, что изображена ниже на рисунке:
Примечание. Независимо от выбранного типа схемы закрытая система должна содержать в своем составе группу безопасности, иногда она идет в комплекте с котлом. Группа состоит из манометра для контроля давления, воздухоотводчика и предохранительного клапана для аварийного сброса воды. Узел устанавливается на подающем трубопроводе, выходящем из котла, причем без всякой запорной арматуры.
Двухтрубная схема закрытой системы проще в расчете и монтаже, славится популярностью благодаря хорошим рабочим показателям. Ведь теплоноситель ко всем радиаторам доставляется с одинаковой температурой, а при реализации попутной схемы еще и проходит одинаковое расстояние. Пример двухтрубной системы показан на рисунке:
Некоторые дополнения имеет закрытая система отопления с твердотопливным котлом. Во избежание образования конденсата в топке теплогенератора схема дополняется смесительным узлом с трехходовым клапаном и байпасной линией. Клапан заставляет оборачиваться воду по байпасу до тех пор, пока она не нагреется до установленной температуры, и только потом запускает в котел теплоноситель из магистрали.
Причины заполнения и сброса системы
В первую очередь нужно разобраться, в каких ситуациях возникает необходимость слива теплоносителя из отопительного контура. Первый случай очевиден – систему нужно опустошать перед проведением ремонтных работ. Отопление полностью сбрасывается при необходимости ремонта и замены запорной арматуры, а также плановых и аварийных замен участков магистрального трубопровода.
Второй случай – это сброс системы на все лето и последующая замена теплоносителя. Вся проблема в том, что уплотнительные прокладки, расположенные между секциями чугунных радиаторов, в какой-то момент полностью теряют эластичность. При наличии горячей воды в радиаторе секции увеличиваются в размере и давят на прокладки, но когда температура падает, из-за уменьшения давления начинается течь.
Конечно, это явление не возникает сразу – течь возникает через несколько лет после ввода батарей в эксплуатацию. Бороться с этим в большинстве случаев не получается, поскольку протекать начинает не один радиатор, а почти все отопительные приборы, подключенные к системе. Для избавления от этой проблемы вода из системы сливается сразу после окончания отопительного сезона.
У такого решения есть ряд недостатков:
- Когда будет выполнена заливка теплоносителя в систему отопления, придется избавляться от воздуха, попавшего в контур. Обычно эту операцию выполняют жильцы верхних этажей, но при их отсутствии устранить воздушные пробки будет невозможно. При наличии нижнего розлива эта проблема решается путем перевода стояка в режим сброса, но в остальных случаях решить проблему будет сложно.
- Вывести всю влагу из отопительного контура невозможно, а в сочетании с воздухом она многократно ускоряет процесс коррозии батарей. Очевидно, что все это приводит к уменьшению срока службы отопительных приборов и всей системы.
Чтобы разобраться, зачем нужно постоянное заполнение теплоносителем закрытой системы отопления частных домов, стоит отталкиваться от двух факторов:
- Материал изготовления труб и батарей. Если в системе используются элементы из черного металла, то сливать контур надолго крайне нежелательно. Другое дело, если в доме установлены алюминиевые радиаторы и полимерные трубы – эти материалы совершенно не поддаются воздействию коррозии, поэтому отсутствие теплоносителя в системе никак им не повредит.
- Суммарный объем теплоносителя в системе. Сливать воду из системы, имеющей большой объем, попросту невыгодно – в частных домах за воду приходится платить по счетчику. Впрочем, этот фактор редко оказывается решающим, поскольку в большинстве случаев требуемый для отопления объем теплоносителя не настолько велик, чтобы его влияние на затраты стало заметным.
Как правильно заполнить систему отопления закрытого типа сверху
Если нет электрического насоса, то заполнение системы, имеющей перепад высот нижней и верхней точек от 10 м, посредством ручного насоса является процедурой довольно утомительной. В этом случае закрытая система может заполняться через верхнюю точку (например, штуцер присоединения автоматического воздухоотводчика) самотеком с открытым сливным краном в нижней точке до начала вытекания из него воды. Сливной кран перекрывается, и мы имеем в нижней точке системы статическое давление, равное давлению в столбе жидкости до верхней точки (при 10 м давление будет 1 атм).
Теперь нужно повысить давление до расчетного уровня не выше 1,5 атм. К любому штуцеру системы подсоединяем через шаровый кран обычный поливочный шланг порядка 1,5 метра длинной. Придумываем на него легкосъемный переходник к шлангу обычного автомобильного насоса с манометром. Заливаем выпрямленный вертикально шланг водой, присоединяем через переходник насос и воздухом закачиваем воду из шланга в систему. Перекрываем шаровый кран. Достаточно 3-5 повторений процесса для повышения исходного статического давления в любой точке системы на 0,5 атм. Следует избегать накачивания внутрь нее воздуха.
Закачка антифриза ручным насосом.