Проектирование и схема вентиляции лифтовых и угольных шахт

Дополнительная информация

При внимательном прочтении п. 7.14 понимаем, то не во всех случаях необходимо предусматривать подачу воздуха в шахты лифтов с режимом “пожарная опасность”:

Пособираем информацию:

В соответствии с п. 3.18 :

Обратим внимание на рисунки из :

Рис. 6 Схема размещения лифта для пожарных в обособленной (выгороженной) шахте с общим лифтовым холлом с другими пассажирскими лифтами (Рис. А.2 )

Также мы знаем, что наиболее распространенным решением является размещение безопасной зоны МГН в лифтовом холле. При этом, в соответствии с :

Сложив вышесказанное можно сделать следующий вывод:

Подачу наружного воздуха при пожаре системами приточной противодымной вентиляции в шахты лифтов с режимом “пожарная опасность” при наличии лифтовых холлов (в т.ч. совмещенных с ПБЗ), защищаемых приточной противодымной вентиляцией, допускается не предусматривать.

Схема такого решения может выглядеть так:

Рис. 7 Схема противодымной вентиляции без подачи воздуха в шахту лифта с режимом “пожарная опасность”

Для подачи воздуха в выгороженный лифтовый холл на 1-ом этаже можно воспользоваться системой подачи воздуха в ПБЗ, т.к. принцип один и тот же.

В данном случае в соответствии с в случае пожара на 1-ом этаже лифты с режимом “пожарная опасность” необходимо уводить на альтернативный этаж. Подпора в эту шахту нет и МГН на альтернативном этаже не замерзнут, в отличие от вышерассмотренной ситуации, когда дается подпор в шахту. Назначение альтернативного этажа остановки лифта с режимом “пожарная опасность” при пожаре на первом этаже необходимо по следующей причине: избавиться от открытых дверей шахты как источника утечки. В противном случае расходы “на закрытую дверь” на 1-ом и остальных этажах будут значительно различаться. И еще кое-что: когда будете выполнять расчет расхода воздуха на “закрытую дверь” не забудьте учесть утечки через двери шахт лифтов с режимом “пожарная опасность”.

Кстати, схему на Рис. 7 тоже можно оптимизировать:

Рис. 8 Схема противодымной вентиляции без подачи воздуха в шахту лифта с режимом “пожарная опасность” и компенсирующей подачей через КИД на 1-ом этаже

На первом этаже зоны ПБЗ не делают, т.к. МГН в состоянии с него эвакуироваться самостоятельно. Там будет лифтовый холл (тамбур-шлюз) с подпором воздуха. В соответствии с п. 8.8 :

При пожаре на 1-ом этаже лифты с режимом “пожарная опасность” необходимо уводить на альтернативный этаж.

Схема работы систем подачи воздуха ПД 2.1 и ПД2.2 будет следующей:

При пожаре на 1-м этаже

ПД 2.1 работает в 2-х режимах. Режимы работы вентилятора задаются частотным преобразователем. Переключение между режимами – по датчику положения двери.

ПД2.2 и нагреватель НЕ запускаются.

При пожаре на 2-14 этаже

ПД 2.1 работает при открытой двери в ПБЗ. При закрытии двери – отключается. Пуск/Выключение вентилятора – по датчику положения двери.

ПД 2.2 и нагреватель работает постоянно, вне зависимости от положения двери. Корректная работа вентилятора ПД 2.2 обеспечивается обратным клапаном.

Библиография

СП 7.13130.2013 “Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности (с Изменениями N 1, 2)”

МД.137-13 “Расчетное определение основных параметров противодымной вентиляции зданий: Метод. рекомендации. М., ВНИИПО”

ГОСТ 34305-2017 (EN 81-72:2015) “Лифты пассажирские. Лифты для пожарных (с Поправкой)”

ГОСТ Р 53300-2009 “Противодымная защита зданий и сооружений. Методы приемосдаточных и периодических испытаний (с Изменением N 1)”

ГОСТ Р 53296-2009 “Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности (Переиздание)”

06.11.2020

03.12.2020 – Дополнение 1

Благодарим за внимание!

Подписывайтесь на нас в Telegram!

Мы в !

Published on  December 3rd, 2020

Схемы проветривания

Основная задача любой схемы вентилирования – исключение образования участков с повышенным содержанием газа. Кроме того, к ним предъявляется ряд дополнительных требований:

  • Эффективное разбавление воздуха на всех известных участках выделения метана.
  • Струя воздуха должна разбавлять газ только в пределах ограниченного проектом участка лавы.
  • Бесперебойная работа системы проветривания, как в штатных условиях, так и во время неконтролируемого выброса метана.
  • Поддержание приемлемого для работы людей микроклимата за счет отделения струи воздуха от источников тепла и местных загрязнителей.
  • Возможность создания двух параллельных струй свежего воздуха при разработке потенциально загазованных пластов.

Требования к конструкции

Шахта такого устройства как расположенного внутри строения, так и пристроенная снаружи, должна выполняться из негорючих строительных материалов, чтобы предел стойкости к огню ограждающих конструкций был не ниже REI 120. В них, кроме дверных, допустимо выполнять технологические проемы для подвода инженерных коммуникаций: систем электроснабжения, управления/связи, систем вентиляции при условии заполнения их противопожарными люками, огнезащитной штукатуркой на всю толщину стен/перегородок.

Строительные конструкции ограждения холлов/тамбуров этих лифтов выполняются противопожарными перегородками 1 типа с дымо- и газонепроницаемыми дверями 2 типа с устройствами самозакрывания, а также уплотнения притворов.

Конструкции ограждения машинных отделений таких лифтов выполняются противопожарными преградами – не меньше REI 120, а их двери – не меньше EI 60.

Хотя согласно нормам ПБ лифтовые двери могут иметь пределы стойкости к огню не меньше EI 30, но противопожарные двери систем подъема бойцов пожарных формирований на этажи/отметки зданий должны быть не меньше EI 60.

Кроме того, к исполнению, комплектации, устройству таких лифтов существуют определенные требования норм/правил ПБ:

  • Элементы ограждения конструкции лифтовой кабины изготавливаются из негорючих материалов, или относящихся к группе Г1.
  • Внутренняя отделка/облицовка – не ниже Г2, группа воспламеняемости В2, дымообразующей способности Д3 и группа токсичности продуктов горения Т2.
  • Обеспечение резервным питанием по 1 категории электроснабжения для исключения остановки/блокировки во время движения.
  • Монтаж линии/кабеля связи от кабины до наружной стены здания для обеспечения постоянного контакта с руководителем тушения пожара.
  • В кабине лифта оборудуются потолочный люк и трап для обеспечения возможности подъема на ближайший этаж/отметку строения, а внутри шахты – скобы.
  • Двери лифта могут находиться в открытом состоянии только при нажатой кнопке, закрываясь, если ее отпустить, что дополнительно обеспечивает безопасность людей, находящихся в кабине.
  • Наличие в кабине устройства, сигнализирующего о перегрузке.
  • Исполнение, материал отделки пола кабины пожарного лифта должны быть противодействующими скольжению на мокрой поверхности. Группа распространения пламени РП2, дымообразующей способности Д3, токсичности продуктов горения Т2.
  • Плафоны устройств стационарного электричества освещения кабины лифта следует изготавливать из материалов группы воспламеняемости не ниже В2.

Общие положения

На специфику проектирования вентиляции рудников и других месторождений ископаемых глубокого залегания оказывает влияние внутренняя среда. Точнее, сопутствующий углю и другим ископаемым газ – метан. Это смертельно опасный углеводород, у которого нет цвета и запаха. Он в достаточном количестве залегает под землей. Работа системы вентилирования направлена на проветривание шахт и своевременное удаление опасного газа.

Создание проекта качественной, эффективной и надежной вентиляции шахты связано с анализом многих параметров и закономерностей. В расчете тесно переплетается экономическая и техническая составляющая.

Чем больше горно-геологических и горнотехнических факторов будет учтено, тем точнее получится расчет. Тем безопаснее будут условия труда на объекте. А это несет экономическую выгоду в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Максимальная нагрузка на забой с высокой газоносностью – вот что надо от проекта. Для выполнения этих требования анализируются все факторы, которые прямо или косвенно могут повлиять на качество воздухообмена. Это подразумевает учёт таких параметров, как схема вскрытия и подготовки шахты к работе.

Схема вентиляции угольной шахты

Многообразие факторов, влияющих на расчёт, влечёт за собой большое количество ошибок, главная из которых – это использование устаревших, не соответствуют современным требованиям, методик расчёта. Например, расчет нагрузки ведется без учета вентиляционных мощностей. И после запуска шахты оказывается, что вентсистема не справляется, так как была «наложена» на готовый проект, а не «вписана» на начальном этапе разработки. Поэтому уже на этапе сбора данных проектировщики обязаны учитывать фактор вентиляции.

Расчет

Открытый клапан на первом этаже при открытых дверях лифтовой шахты на первом этаже можно расценить как отверстие с утечкой воздуха. Ниже приблизительно рассчитаем расход воздуха через клапан на первом этаже при открытой двери лифтовой шахты на первом этаже. Полученное значение необходимо добавить к значению расхода, подаваемого в лифтовую шахту (4.2 ).

Расчет расхода воздуха через клапан на 1-ом этаже при открытых дверях лифтовой шахты на 1-ом этаже

На самом деле эта величина будет еще меньше, т.к. указанный коэффициент местного сопротивления не учитывает решетку на клапане.

Из расчета видно, что при применении схемы по Рис. 5 подача вентилятора ПД1 увеличивается незначительно.

Вопрос:

Чем обусловлен выбор размера клапана?

Ответ:

Для первого этажа ограничения такие же, как и для типового (см. Требования к клапанам). Конечно вертикальный размер можно увеличить, т.к. сам первый этаж обычно выше. Но чем больше вы делаете размер клапана, тем больше воздуха необходимо подавать для поддержания избыточного давления в шахте лифта.

В соответствии с п. 4.13 :

Этого времени достаточно, чтобы лифт приехал на первый этаж и открыл двери.

Проблема притока воздуха

При проектировании установки подпора воздуха у специалистов трудностей обычно не возникает.

Здесь мы опираемся на 123-ФЗ, СП 7.13130.2013 и другие нормативы.

Но, как обычно, все случается на практике.

Давайте представим ситуацию, когда приведена в действие система ДУ из эвакуационного прохода.

Начался забор задымленного воздуха из пространства и его выброс в шахту дымоудаления.

В проходе для эвакуации образуется минусовое давление.

Вследствие этого, открывающиеся наружу двери из коридора прижимаются к своим створкам давлением в соседнем помещении.

Поэтому открыть их очень тяжело, либо совсем невозможно.

А по п. 7.16 СП 7, максимальное избыточное давление на такую дверь – 150 Па.

Чтобы уравновесить давление рекомендуется монтаж системы подпора воздуха, то есть притока с улицы.

Расстояние между подпором и дымоудалением задается п. 7.11 СП 7, применительно к разным местам выброса продуктов горения.

Но излишняя компенсация тоже вредит, поскольку спровоцирует распространение дыма между помещениями.

А п. 8.8 для компенсации рекомендует монтировать систему подпора с естественным притоком.

Поэтому, следуя этим нормативам, мы можем обойтись без полноценной приточки с подпорным вентилятором.

Естественный приток предполагает шахты с клапанами или проемы наружу.

Но как быть, если у нас работает принудительная вентиляция подпора воздуха,

а при пожарной ситуации люди пораспахивали все окна, двери и бегут по коридорам на выход?

Правильно, образуется излишнее давление в проходе для эвакуации по сравнению, например, с лестничной площадкой или тамбуром.

Благодаря воздушному притоку из окон и работы приточной вентиляции, дым, конечно, хлынет из прохода дальше в другие помещения.

Как решить эту проблему?

Можно, к примеру, поставить в местах эвакуации датчики давления с анализаторами и другое оборудование КИПиА.

Но беда в том, что на все проектируемые устройства у нас должен быть сертификат ПБ.

Об этом, конечно, хорошо осведомлен пожарный инспектор…

Что же тогда делать?

Выход из сложившейся ситуации на самом деле простой –

достаточно установить сертифицированный клапан сброса избыточного давления,

управляемый дистанционно или автоматически.

Сейчас эти устройства обязательно имеют сертификат.

При описанной ситуации с распахнутыми окнами такой клапан

перейдет в закрытое положение и отключит приточную компенсацию в коридор для эвакуации.

Минусовое давление от работы дымоудаляющего оборудования будет тогда уравновешиваться давлением из распахнутых окошек.

А в штатной ситуации клапан будет открываться, например,

при превышении избыточным давлением отметки 90 Па и закрываться при снижении его до 40 Па.

Эти пороговые значения удобно настраиваются регулировочным винтом, сжимающим и разжимающим пружину.

Освещение и вентиляция

В пассажирских лифтах освещение и вентиляция являются необходимыми элементами. Кроме того, за их наличием и качеством функционирования постоянно следит комиссия ЛифтНадзора, руководствуясь при этом массой законодательных актов.

Освещение в купе лифтовых кабин может быть самым разнообразным, начиная от обычных флуоресцентных ламп дневного света, скрытых панелями плексигласа или пластика с особыми свойствами, и заканчивая точечным диодным освещением. Естественно, это сказывается на цене. Для увеличения эстетических свойств могут применяться и специальные неоновые трубки или светодиодные ленты.

Вентиляция в целом делится на две больших категории:

  • пассивную – просто отверстия, связанные небольшими каналами с общей системой вентиляции шахты;
  • активную – один или несколько вентиляторов, скрытых под обшивкой стен или потолка. Они могут иметь разную мощность и уровень шума. Активная вентиляция чаще всего применяется в грузовых лифтах с высоким уровнем пыли. Также такая система вентиляции может выступать и в виде полноценных кондиционеров – в офисных и коттеджных лифтах.

Проветривание подготовительных выработок

Осуществляется двумя способами: первый – посредством использования общешахтной вентиляции; второй – с применением небольших вентиляционных установок для местного проветривания и вытяжки.

Вентиляторы местного проветривания в пределах одного воздуховода устанавливаются каскадом. Это характерно для газовых шахт. В не газовых шахтах нормами допускается расстановка вентиляторов рассредоточено. Но только тогда, если между ними прокладываются трубы. Система управления настраивается таким образом, чтобы в случае выключения одного аппарата остальные тоже отключались.

Пример проекта

Проектирование вентиляции угольных или любых других шахт – это задача для профессионалов. Компания «Мега.ру» давно и успешно работает на рынке. Наши специалисты обладают большим опытом проектирования вентиляции любой сложности. Мы активно работаем на территории Москвы и области, а также в ближайших регионах, так же рассматриваем удаленное сотрудничество. Все каналы связи с нашими специалистами указаны на странице «Контакты».

Производство лифтовых шахт

Процесс производства шахты сложный и состоит из двух основных этапов: проектировка и непосредственно процесса изготовления шахты и ее составляющих. Для каждого конкретного объекта строительства лифтовые шахты изготавливаются по индивидуальной системе проектирования. При этом инженеры учитываю грузоподъемность кабины, а также цель ее использования. Чаще всего шахты – это железобетонные конструкции, они могут быть разнообразных форм и характеристик, в зависимости от места, в котором будет установлен лифт.

В процессе изготовления шахт и кабин лифта должны соблюдаться требования, описанные в ГОСТе 18103-84 «Установки для изготовления железобетонных объемных блоков санитарно-технических кабин и шахт лифтов».

Важным моментом при планировании шахты является проведения анализа прочности несущих конструкций сооружения с целью выявления оптимальной нагрузки, которое сможет выдержать здание.

Опорой для конструкции шахтового пространства в большинстве случаев являются несущие конструкции самого строения. Другие случаи предполагают создание фундамента под лифт.

Шахта должны быть отделена от примыкающих к ней лестниц и площадок, на которых могут находиться люди или оборудование, стенами и другими перекрытиями, обеспечивающими достаточное расстояние для безопасной перевозки. При этом она может быть полностью или частично огражденной, а также иметь сетчатое (несплошное) ограждение.

Требования к купе кабины лифта

Так как купе предназначено в первую очередь для людей (в грузовых лифтах – для грузов, однако вносят туда их тоже люди), то к нему выдвигаются требования безопасности, комфорта и надежности. Итак, любое купе пассажирского лифта должно иметь:

  • освещение;
  • вентиляцию;
  • панель управления кабиной лифта;
  • безопасные стены и пол;
  • средства связи с оператором ремонтной или спасательной службы.

Стоит добавить, что все вышеперечисленное должно быть максимально закреплено, а все элементы питания и контроля по возможности спрятаны внутри стен кабины. Нужно это для того, чтобы никто, кроме мастеров обслуживающей или ремонтной компании, не имел к ним доступа.

Примечание и пояснения

Соединение арматурных стержней производить вязальной проволокой во всех пересечениях.

Длина стержней поз. 1 определяется из учета высоты захваток бетонирования.

Величина нахлестки стержней не менее 40d. Стыки внахлестку по длине элемента располагать вразбежку. При этом площадь сечения рабочих стержней, стыкуемых в одном месте должна составлять не более 50 % общей площади сечения арматуры.

После установки оборудования балки настила убираются и отверстия заделываются бетоном В30.

Стены лифтовой шахты обмазываются гидростеклоизолом за два раза на высоту 1,5 м с отм. -11.300.

Ниши для балок настила выполнять между вертикальными стержнями.

2. За относительную отметку 0.000 принята отметка чистого пола Конкорса, соответствующая абсолютной отметке  +186.500 м. 

3.Материалы для производства работ по устройству монолитной лифтовой шахты: 

Бетон класса В30 по прочности и марок W8 по водонепроницаемости и F200 по морозостойкости. 

Арматура стержневая горячекатаная, гладкая по ГОСТ 5781-82* и периодического профиля по ГОСТ Р 52544-2006. 

4.Армирование вести отдельными стержнями. Установленная в проектное положение арматура до бетонирования, должна быть принята авторским надзором, с составлением акта на скрытые работы. 

5.Бетонирование может выполняться захватками, с расположением рабочих швов, согласованных с представителями авторского надзора. 

6.Контроль за выполнением бетонных работ и прочностными характеристиками бетона, должен выполняться  строительной лабораторией. 

7.При производстве работ в условиях отрицательных температур использовать электропрогрев.  

При производстве работ при положительных температурах для обеспечения нормальных условий твердения бетона  необходимо производить поливку водой и не допускать его пересыхания. 

8.Минимальная прочность бетона незагруженных монолитных конструкций при распалубке поверхностей: вертикальных из  условия сохранения формы 0,5 МПа, горизонтальных 70 % от проектной согласно СП 70.13330.2012. 

9.Производство работ должно выполняться по утвержденному проекту производства работ, учитывающему условия  территории действующего предприятия, а так же требования соответствующих глав СП 70.13330.2012 “Несущие и  ограждающие конструкции”,и в соответствии с требованиями  СНиП 12-03-2001 “Безопасность труда в  строительстве. Часть 1. Общие требования”, СНиП 12-04-2002 “Безопасность труда в строительстве. Часть 2.  Строительное производство”. 

Поделиться

4.33

Помощь сайтуКарта сбербанка 4817760233176274Яндекс деньги 410011101320764

Спасибо за помощь!

Кто учувствует в проектировании

Исходные данные для составления профессионального проекта предоставляются заказчиком, он должен ориентироваться на СН 202-69. Это подробная инструкция с правилами разработки проектной и сметной документации. В работе принимает участие не только проектная организация, но и ряд других:

  1. Организация по проведению геологической разведки.
  2. Представители шахты.
  3. Проектная организация.
  4. Научно – исследовательский институт (НИИ).

Рассмотрим роль каждой организации подробнее.

Организация по проведению геологической разведки

Её работа регламентируется положением, утвержденным Министерством геологии СССР 21 июля 1970 года. Согласно ему, геологическая разведка передает проектной организации ряд исходных данных, характерных для подземных участков данного региона:

  • Расчетные параметры природной метаносности данного района (причем, с привязкой к конкретным угольным пластам).
  • Подробные карты, где указываются места забора проб. На них отмечается глубина забора, наносятся верхние и нижние границы залегания.
  • Результаты лабораторного исследования угля на каждой шахте.
  • Разрезы геологических пластов с указанием границ залегания слоя метана.
  • Разрезы скважин, с сохранением формы и указанием пластов.

Документация оформляется с соблюдением правил, описанных во «Временных технических требованиях для угольной промышленности».

Представители шахты

Расположение забоев в земле

В отличие от геологоразведки, представители шахты предоставляют фактические данные, полученные в результате эксплуатации аналогичных месторождений:

Гипсометрические планы рабочих пластов. На них указываются фактические границы зоны залегания метана. Также предоставляются планы действующих шахт с указанием всех рабочих параметров, включая отметки устья и точки пересечения пласта.
Подробные планы горных работ для каждого несущего пласта

Важно, чтобы предоставлялись рабочие планы участков, граничащих с исследуемыми.
Записка, детализирующая планы горных работ. В ней указываются координаты пласта, в котором была проведена дегазация, а также эффективность данной процедуры.
Разрезы стволов шахт, с указанием высоты залеганий угля и суглинистого сланца.
Если выполняется реконструкция действующего забоя, то проектировщикам предоставляются все акты осмотра.

Проектная организация

Компания-проектировщик выполняет расчеты согласно СНиП и другой нормативной документации. Основная цель – определение метанообильности на вновь вводимых в эксплуатацию или подвергшихся реконструкции шахтах. Проектная организация подбирает схему вентилирования, определяет необходимую кратность воздухообмена, интенсивность проветривание, мощность калориферных установок. Также рассчитывается устойчивость вентиляционной системы во время внештатных ситуаций, неконтролируемого выброса метана.

НИИ

Выполняют консультативные функции. К их помощи обращаются проектные организации, когда возникают сложности. Если необходимо, то научно – исследовательские институты разрабатывают для угольных бассейнов пособия, где собраны все рекомендации от научного сообщества.

Особенности проектирования

Порядок проектирования

Разработка документации для успешной установки и эксплуатации вентсистем предусматривает определенный порядок проектирования:

  1. Прогнозирование выделения метана на выемочных участках.
  2. Подбор оптимальной схемы проветривания для каждого выемочного участка.
  3. Определение для каждого участка приемлемого способа удаления газа, а также его эффективность.
  4. Для подобранной схемы вентиляции рассчитывается предельная нагрузка на лаву.

Угольная лава

  1. Составляется сравнительная подборка вариантов вентилирования исходя из экономической эффективности.
  2. Для каждого варианта вентсистемы моделируется схема проветривания. Основной параметр схемы проветривания – это мощность струи воздуха. Количество очистных забоев подбирается исходя из проектной мощности участка.
  3. Для каждого варианта проветривания рассчитывается расход воздуха.
  4. Выбираются приемлемые схемы воздухообмена. На основе подобранных вариантов рассчитывается мощность угольной шахты, а также сопутствующие параметры (схема вскрытия и разработки).

Схемы проветривания выемочных участков

  1. Принимается самый экономичный вариант вентилирования шахты. Под него делается подробный расчёт на первые 15-25 лет эксплуатации системы.
  2. Первый период эксплуатации 15-25 лет разбивается на этапы развития. Для каждого промежутка составляется своя схема проветривания. Расчет расхода воздуха выполняется индивидуально для каждой схемы.
  3. Подбирается калорифер. Для этого по исходным данным и схеме проветривания выполняется расчет необходимой мощности аппарата.
  4. Определяется степень стойкости каждой схемы вентсистемы угольной шахты.
  5. Для подготовительных забоев подбирается отельная схема проветривания.
  6. Рассчитывается мощность вентиляторов, мощность приводящих лопасти в движение двигателей. Подбирается режим и интенсивность работы главной вентиляторной установки.
  7. Определяются места установки вентиляторов и дополнительного оборудования.

Порядок проектирования подходит для разработки вентиляции новых и реконструируемых производственных объектов. Это наиболее полный перечень. В каждом конкретном случае порядок и набор может меняться.

Схема проветривания шахт и рудников

Особенности проектирования вентиляции для реконструируемых забоев

В дополнение к предыдущему списку существует  несколько пунктов, которые надо учитывать при создании схемы вентиляции шахты на этапе модернизации:

  • Для получения баланса газа в таких шахтах проводятся газовоздушные съемки на выемочных участках, а также оценивается баланс на всей шахте. Если на выработанном участке шахты большое содержание метана, то надо оградить его от нового забоя, тем самым минимизировав поступление газа.
  • Выполняется депрессионная съёмка выработок угольных шахт. Определяется аэродинамическое сопротивление в каждом стволе.
  • Если наблюдаются значительные утечки воздуха через вентиляционную систему, то в плане реконструкции предусматривается сокращение до минимума дополнительных инженерных сооружений. Устраняется возможность параллельного движения входящих и исходящих воздушных масс.
  • Если вентиляционная система очень сложная, состоит из десятков ветвей, приплетающихся между собой, то для расчета используется метод компьютерного моделирования (пункт был актуален во времена первых ЭВМ). Современные проектировщики отдают предпочтение компьютерному моделированию при любой сложности вентиляционной системы.

Оснащение и устройство шахты

Шахта – это не только «домик» для кабины, но и место размещения всего оборудования, которое приводит лифт в движение. В ней располагается:

  • непосредственно кабина подъемного оборудования;
  • грузовой противовес;
  • тяговые канаты или цепи, посредством которых тяговое усилие передается от подъемного механизма к кабине.
  • канат ограничителя скорости и натяжное устройство каната ограничителя скорости, которые отвечают за связь кабины с скоростным ограничителем;
  • противовес и направляющие кабины;
  • пружинные упоры (буфера), на которые кабина и противовес упираются при достижении нижнего уровня;
  • подвесной кабель, обеспечивающий связь электрического оборудования кабины с низковольтными комплектными устройствами;
  • различные типы уравновешивающих элементов: канаты, цепи, резинотросовые ленты, которые также выполняют роль противовеса, но при более высоком весе тяговых канатов;
  • электрооборудование, которое помогает определять местонахождение кабины в шахте;
  • освещение для шахты;
  • порталы для установки шахтовых дверей.

Приямок шахты – это пространство, расположенное ниже уровня площадки первого этажа. В нем располагаются упоры кабины, противовес и натяжное устройство ограничителя скорости. Эта зона должна быть надежно защищена от попадания сточных или грунтовых вод.

При проектирования шахты предусматривается зазор приямка от его нижней части до кабины: для пассажирских лифтов – не менее 0,5 м, а для грузовых подъемников – не менее 50 мм.

В зону приямка должен быть обеспечен свободный и безопасный доступ персонала, обслуживавшего лифт. При глубине приямка более 0,9 м для удобства доступа в него в нем в пределах досягаемости от дверного проема устанавливается лестница или специальные скобы. Если эта зоны имеет глубину более 2,5 м, вход в нее оборудуется отдельной специальной дверью.

Верхний этаж шахты – это зона, которая находится между полом верхней посадочной площадки и верхним перекрытием шахты. Здесь в лифтах некоторых моделей установлен концевой выключатель, который размыкает цепь питания подъемного механизма.

Как обстоят дела на практике?

Для примера рассмотрим 14-ти этажный многоквартирный жилой дом с техническим пространством для прокладки инженерных коммуникаций в верхней части здания (теплым чердаком):

Рис.1 Фрагмент плана 1-го этажа многоквартирного жилого дома

Рис.2 Фрагмент плана типового этажа многоквартирного жилого дома

Рис.3 Схема противодымной вентиляции многоквартирного жилого дома

Проектировщики производят расчет по (пример расчета см. ниже). Подбирают вентилятор с запасом. И все. Система монтируется.

А на приемосдаточных испытаниях происходит следующее:

Срабатывает система АУПС, к примеру, на 7 этаже. Лифты действуют согласно алгоритмам, представленным в . Отключаются системы общеобменной вентиляции (при наличии) и закрываются противопожарные нормально открытые клапаны (ППКно). Запускаются системы ДУ1, ПД1, ПД2, ПД3.1+ПД3.2, КДУ1 (с задержкой по п. 7.20 ).

Открываются противопожарные нормально закрытые клапаны (ППКнз) на этаже пожара данных систем, а также ППКнз, необходимые для функционирования систем (к примеру, в стаканах вентиляторов).

Пожарные садятся в лифт с режимом “перевозка пожарных подразделений” и едут на этаж пожара (в нашем примере – 7).

Выходят из кабины, направляются к коридору. Но НЕ МОГУТ ОТКРЫТЬ ДВЕРЬ, соединяющую лифтовый холл и коридор (дверь открывается внутрь лифтового холла)! Соответственно не могут приступить к ликвидации очага пожара со всеми вытекающими последствиями.

Встречались случаи, при которых двери лифтов с режимом “перевозка пожарных подразделений” просто не закрывались из-за подпора воздуха. Обычно такое встречается в общественных зданиях (школы, больницы) с отсутствием выгороженного лифтового холла на 1 этаже. В таких зданиях обычно устанавливают низкое значение усилия при закрытии дверей на приводах дверей кабин лифтов. Давление, создаваемое потоком воздуха, превышает усилие закрытия дверей привода. Соответственно, двери лифта не закрываются, и лифт не едет.

ПРИЧИНА кроется в работе системы подпора в лифтовую шахту с режимом “перевозка пожарных подразделений”. Воздух, подаваемый системой подпора, заперт в объеме шахты лифта и лифтового холла (на этаже пожара). Если пренебречь утечками воздуха через щели, то производительность вентилятора можно считать равной нулю, а давление в лифтовом холле и шахте лифта равным давлению вентилятора при этой производительности. Зачастую, это куда больше 150 Па. Необходимо предусмотреть технические решения по непревышению давления!

А может неверно подбирается вентилятор?

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий