ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
1.1. К самостоятельной работе инженером по вентиляционному оборудованию и кондиционированию допускаются лица не моложе 18 лет, годные по состоянию здоровья, прошедшие вводный инструктаж, первичный инструктаж, обучение и стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда, имеющие 3 группу по электробезопасности. 1.2. Работник обязан: — знать порядок проверки и пользования ручным инструментом и электроинструментом, приспособлениями по обеспечению безопасного производства работ, средствами защиты. — выполнять только ту работу, которая определена инструкцией по эксплуатации оборудования или должностными инструкциями, утвержденными администрацией Общества. — соблюдать правила внутреннего трудового распорядка дня, режим труда и отдыха. — уметь оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим от действия электрического тока и при других несчастных случаях; — соблюдать требований охраны труда, пожарной безопасности и производственной санитарии. 1.3. При обслуживании систем вентиляции и кондиционирования на слесаря возможны воздействия следующих опасных и вредных производственных факторов: — повышенного значения напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека; — подвижных частей производственного оборудования; — повышенной температурой воздуха рабочей зоны; — повышенного уровня шума; — повышенной запыленности воздуха рабочей зоны; — недостаточной освещенности рабочей зоны; — расположения рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола). 1.4. Работник должен быть обеспечен спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с нормами выдачи СИЗ утвержденными в Обществе. 1.5. При работе с ручным инструментом необходимо соблюдать требования инструкции № ___ по охране труда при работе с ручным инструментом и приспособлениями. 1.6. При работе с электроинструментом необходимо соблюдать требования инструкции № ___ по охране труда при работах с электроинструментом, ручными электрическими машинами и ручными электрическими светильниками. 1.7. При работе на высоте необходимо свыше 1,3 метра обеспечить работ в страховочной привязи, а также руководствоваться требованиями инструкции № ___ по охране труда при выполнении работ на высоте. 1.8. При обслуживании вентиляционных установок должны быть соблюдены следующие требования: 1.8.1. Вентиляционное оборудование может быть пущено в эксплуатацию только при условии ограждения решетками или кожухами приводных ремней, крыльчатки или лопастей, соединительных муфт и других вращающихся частей. 1.8.2. Площадки, на которых смонтировано вентиляционное оборудование, стационарные лестницы к ним, а также отверстия в перекрытиях должны быть ограждены перилами. 1.8.3. Воздуховоды, кронштейны под вентиляционное оборудование и аппаратуру, зонты и другие элементы вентиляционных систем на рабочих местах и в проходах должны быть размещены на высоте не менее 1,8 м от уровня пола. 1.8.4. Все двери вентиляционных камер должны быть постоянно герметично закрыты. 1.8.5. Крышки люков, подъемные зонты и т.п. должны быть снабжены устройствами для их закрепления в открытом (поднятом) положении. 1.9. На всех кожухах и крышках оборудования, закрывающих контакты с напряжением 42 В и выше переменного тока, должен быть нанесен знак электрического напряжения и его величины для предупреждения обслуживающего персонала об опасности поражения электрическим током. 1.10. В случаях травмирования или недомогания необходимо прекратить работу, известить об этом непосредственного руководителя работ и обратиться в медицинское учреждение. 1.11. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции о охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии законодательством РФ и с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.
Особенности ведения документа
Знать все сказанное выше очень хорошо — с этим никто не спорит. Но для заказчика работ или для владельца здания важнее другие обстоятельства
Им важно иметь четкие критерии, чтобы понимать, правилен ли паспорт вентиляционной системы, представленный подрядчиком. Еще нужно знать, что вписывать в этот документ самостоятельно, а что вносить не стоит. Существует три разновидности паспортов вентиляции, признаваемые официально
Существует три разновидности паспортов вентиляции, признаваемые официально.
Первый тип — так называемый строительный, второй составляется при эксплуатации, а третий относится только к установкам, очищающим газы. Дополнительно могут составлять паспорта, учитывающие специфические моменты той или иной отрасли. Но это уже совершенно иная тема. «Строительные» паспорта составляются всякий раз, когда проводятся пусконаладочные работы
Важно: это требуется даже при отсутствии наладки как таковой, ведь иначе эксплуатация становится незаконна
Характерными признаками плохо составленного документа будут:
- полное совпадение проектных цифр и фактических данных (в реальности так не бывает);
- отсутствие примечаний;
- изобилие пустых граф (те, кто недостаточно знают наладку вентиляции, вынужденно пропускают их, чтобы не демонстрировать свою некомпетентность);
- упоминание о проведении испытаний без указания конкретной даты их.
Если заказчик паспортизации обнаруживает хотя бы один из этих признаков, он вправе вернуть документ подрядчику и требовать переделки работы либо возврата уплаченных сумм. На титульном листе (хотя он есть не всегда) описываются идентификационные сведения об объекте. Шапка паспорта содержит указание наладочной организации. Сведения о ней должны позволять полностью идентифицировать эту структуру. Допускается (хотя и необязательно) размещение корпоративной символики.
Если организация прошла аккредитацию, она обязательно сообщит номер аттестата, подтверждающего этот факт. Такой номер потребуется уже позже — для составления протоколов испытаний. Он обосновывает легитимность каждого сделанного вывода. Что касается типа вентиляционной системы, он должен расписываться полностью, с указанием паспортов на вытяжку и приток, на увлажнитель и иные компоненты. В дальнейшем проще будет ориентироваться в таком документе и контролерам, и эксплуатационным службам.
Если количество установок превышает 50–70, однотипные по назначению аппараты могут обозначаться в документации цветным шрифтом. Никакой стандарт это не регламентирует, поэтому выбор окраски — по своему усмотрению. Хотя строительная практика подразумевает написание адреса по проекту, для государственных инспекторов лучше показывать акт, где указан реальный адрес сооружения
Важно: стоит записать еще и юридический адрес подрядчика (наряду с фактическим), что помогает добиться благосклонности контролирующих органов. Если все делать добросовестно, надо сразу предусмотреть резерв свободного места, где будут отражаться итоги тестов на эффективность
Проблемой строительной формы является то, что она отражает ряд ненужных для практиков сведений, при этом не включая действительно важную информацию. Чаще всего этот недостаток устраняется за счет использования примечаний.
Для вентиляторов указывают:
- номера, присвоенные на заводах;
- полные типовые названия вентилирующих установок, отличающихся от названий вентиляторов;
- настройки регулирующих блоков или частоты вращения, соответствующие паспортным параметрам;
- прочее установленное оборудование;
- сведения о ремонтах (если они имели место).
Паспорт должен сопровождаться протоколами, фиксирующими итоги тестов. Обычно строительная практика обходится без них, хотя это всего лишь привычное упущение. В отдельных случаях можно добавить инструкции по применению вентиляционной системы (если она чем-то отличается от обычной). Речь идет только о кратких указаниях (до 1 листа). Полноценные инструкции включают иногда до 30 листов, к паспортам их прилагать не надо.
Паспорта на вытяжные аппараты сокращаются, если там отсутствует раздел, посвященный нагревателю воздуха. А вот документация, составляемая на производстве, часто вырастает из-за сведений, отражающих замену отдельных узлов и модернизационные работы. Полноценное отражение одного лишь технического обслуживания требует нескольких страниц.
В результате испытаний к паспортам добавляются также протоколы, отражающие:
- итоги аэродинамической проверки вентилятора;
- герметичность трубопроводных каналов;
- уровень шума;
- интенсивность вибрации;
- избыточное давление.
Подсказка о проведении проверки эффективности вентиляционных систем — в видео ниже.
Ведение паспорта и его стоимость
Новые паспорта составляются при сдаче вентиляционного трубопровода в эксплуатацию, но записи в текст документа добавляются регулярно при проверках. Сведения вносятся в специальные таблицы, их делает ответственное лицо, например, энергетик или механик предприятия. Если организация не имеет таких служащих, нанимаются специалисты. Протоколов накапливается множество при длительной работе системы, поэтому оставляются только первый и 5 последних вариантов.
Стоимость паспорта приводится в сметном расчете, который согласовывается с заказчиком перед проведением работ. Повторная проверка обычно делается со скидкой, если участвуют прежние эксперты. Цена зависит от величины объекта, разветвленности магистрали и количества задействованного оборудования в составе трубопровода. Приблизительная стоимость обследования и составления паспорта – 3 тыс. рублей с НДС.
Регламент технического обслуживания вентиляции
все работы ведутся четко по регламенту
Типовой регламент работ по техническому обслуживанию вентиляции определяет перечень и периодичность проведения работ по каждому отдельному модулю:
- вентиляторам;
- калориферам;
- фильтрам;
- заслонкам;
- электрочасти;
- контроллерам.
Обслуживание приточно-вытяжной вентиляции производится после подписания договора и утверждения регламента.
Регламент работ по техническому обслуживанию вентиляторов в вентиляционных системах
№ п/п | Наименование работ | Периодичность |
1 | Визуальный контроль работы с фиксацией результатов. | 1 раз в 3 месяца |
2 | Установка наличия нехарактерных звуков, перегрева выше +70 градусов и вибрации с письменной фиксацией результатов. | 1 раз в 3 месяца |
3 | Визуальный контроль гнущихся элементов с фиксацией результатов. | 1 раз в 3 месяца |
4 | Проверка всех двигающихся частей, а также креплений гайками, болтами и других. | 1 раз в 3 месяца |
5 | Проверка креплений и противовибрационных механизмов. | 1 раз в 3 месяца |
5.1 | Осмотр всех креплений. | 1 раз в 3 месяца |
5.2 | Фиксация обнаруженных дефектов в журнале технического обслуживания вентиляции. | 1 раз в 3 месяца |
6 | Выявление нехарактерных звуков и перегрева подшипников. | 1 раз в 3 месяца |
7 | Исследование состояния ремней, их расположения, степени натяжения. При надобности замена. | 1 раз в 3 месяца |
8 | Осмотр изоляции двигателя. Данные фиксируются в журнале технического обслуживания вентиляции. | 1 раз в 3 месяца |
9 | Контроль силы тока с фиксацией данных. | 1 раз в 6 месяцев |
10 | Исследование электропроводки, соединений проводов с фиксацией результатов в письменном виде. | 1 раз в 3 месяца |
11 | Исследование воздушных путей вентилятора, очистка от пылевых отложений. | 1 раз в 3 месяца |
12 | Очистка крыльчатки вентилятора с фиксацией выявленных поломок в журнале технического обслуживания вентиляции. | 1 раз в 6 месяцев |
13 | Чистка внешней поверхности вентилятора. | 1 раз в 12 месяцев |
14 | Составление отчета о степени изношенности оборудования. | 1 раз в 3 месяца |
Регламент технического обслуживания воздушных фильтров и нагревателей системы вентиляции
Нагреватели
1 | Осмотр и выявление поломок, загрязнений. | 1 раз в 3 месяца |
2 | Контроль равномерности прогрева сторон. | 1 раз в 3 месяца |
3 | Поиск протечек теплоносителя, ремонт. | 1 раз в 3 месяца |
4 | Откачка воздуха из контура. | 1 раз в 3 месяца |
5 | Удаление грязи и пыли из змеевика. | 1 раз в 3 месяца |
Воздушные фильтры
1 | Выключение вентиляторов. | 1 раз в 3 месяца |
2 | Осмотр состояния фильтрующих поверхностей. | 1 раз в 3 месяца |
3 | При надобности замена фильтрующих модулей. | 1 раз в 3 месяца |
4 | Запись всех выявленных дефектов и неисправностей в журнале технического обслуживания и ремонта вентиляционных систем. | 1 раз в 3 месяца |
Нормальный паспорт
Рис. 5 Внешний вид хорошего паспорта, титульный лист.
Восемь листов или около того, приложен протокол, иногда краткая индивидуальная
инструкция по эксплуатации системы вентиляции (на одном листе).
Полные инструкции делаются отдельно, на 10-30 листах, и к паспортам не
относятся.
Их разрабатывают эксплуатирующие организации. Сейчас иногда инструкции
делают проектные организации, выполнившие проект.
Рис. 6. Размер паспорта.
Итого в паспорте приточной установки не менее девяти листов, с инструкцией
десять.
Паспорта на вытяжки бывают меньше там нет воздухонагревателя
и соответствующего раздела.
На производствах часто применяют свою форму паспорта, такие
паспорта бывают ещё больше, обычно за счёт раздела о замене узлов и модернизации
установки.
Если вносить в паспорт все ТО (техническое обслуживание), то только на
это нужно несколько страниц.
Рис. 7. Дополнительные разделы паспорта.
К паспорту прикладываем протокол аэродинамических испытаний вентилятора,
протокол испытаний герметичности вентиляционной сети, уровня вибрации,
шума, избыточного давления в защищаемом помещении (дли противодымной вентиляции),
и так далее.
Каждый замер сопровождается протоколом, но если прикладывать
все, потребуется много бумаги, это не экологично. Протоколы мы сохраняем
в электронной форме, а в паспорте пишем, что предоставляем их по запросу.
Это «протокол аэродинамических испытаний» который пришлось переименовать
в «Акт проверки эффективности вентиляционных систем».
Протокол это результат замеров. Подписывается исполнителями,
и, если не откажется, представителем предприятия его подпись
подтверждает только факт проведения замеров.
Акт это результат действий какой-то комисии. Например, акт
пробоотбора свидетельствует, что специальная рабочая группа взяла какую-то
пробу.
Но в предписании на данную работы было написано: предоставить паспорта
и акты проверки эффективности, пришлось переименовать протокол в акт.
Рис. 8. Приложения к паспорту: протокол или акт.
По объективным причинам и пожеланиям заказчиков наши паспорта не всегда
выглядят технически безупречными, приходится считаться с проверяльщиками
паспортов и т.п.
На картинках показаны настоящие паспорта, поэтому вы можете увидеть некоторые
небесспорные детали. Но мы тоже знаем про это, сделать так пришлось по
причинам и в интересах заказчика.
В плохой наладочной организации неточности, да и ошибки, встречаются
из-за невежества исполнителей.
8 апреля 2016
Главная | |
Нормативная форма
Нормативная форма строительного паспорта ниже, приложение
Е, в конце свода правил.
Сейчас действует
СП 73.13330.2016
(актуальность проверяйте, нормативы часто меняют)
это плохая форма, но она может стать основой для нормальных
паспортов.
Отсутствует дата. Да, в этом паспорте нет даты составления,
не говорю уже про место для последующих замеров. Так что нормальная эксплуатирующая
организация сразу выбрасывает его в макулатуру.
Имеются бессмысленные для 90% вентиляторов данные о диаметре
рабочего колеса. Частота вращение дана в с-1. Это вроде бы правильно,
СИ, но на двигателе и вентиляторе, да и на многих тахометрах частота идёт
в мин-1.
В выводах нереальная точность 8%. Разработчики явно не мерят
и не считают реальное отклонение. Для размещённых в одном помещении воздухораспределителей
допускается аж 10%. Просто смешно. Особенно для типичной сети, в которой
в одном помещении воздуховод одного сечения, решётки врезаны непосредственно
в него.
Во всех нормальных методиках в одном помещении допускается
20%.
Даже пожарный ГОСТ, тоже вроде отечественный норматив, указывает
реальное и достижимое отклонение 15%. Получается, пожарные мерят и знают.
А в ЗАО ИСЗС-Консалт, разработчике СП, витают в эмпиреях
благостной рефлексии.
Ну и так далее.
Из новых ухудшений сильно изменился список подписантов.
Исчез представитель эксплуатирующей организации, которому паспорта сдаются
в работу. Представитель наладочной организации, главный исполнитель и
ответственный за пусконаладку, указан в скобках. Бред какой-то.
Бланк
паспорта точно по нормативу, в формате таблицы
в формате таблицы Excel.
- есть титульный лист;
- есть место для последующих проверок вентиляции.
Я постоянно дорабатываю форму. Сейчас сделал группу
ВКонтакте, планирую там распространять бланки и свои варианты с примерами
заполнения.
Главная | |
Кто делает паспорт
Прежде чем система вентиляции будет сдана в эксплуатацию, монтажная организация обязуется передать работы, отраженные в документе, а отладочная – провести комплекс пуско-наладочных мероприятий. На практике все эти работы организуются предприятием, занимающимся монтажом, поскольку такое решение заказчику обходится намного выгоднее и быстрее.
Получается, что в процессе установки монтажники самостоятельно проверяют собственную работу. Целесообразнее всего воспользоваться услугами специализированных пусконаладочных компаний, которые и выписывают паспорта, а также производят проверку соответствия систем проектам, учитывают недостатки систем, предписывают инструкции по их устранению.
Общие требования к вентиляции
Процесс обследования может строиться только так, чтобы были раскрыты все сведения, которые указаны в СНиП 3.05.01–85, прежде всего требуется проверять, нет ли малейших отступлений от проекта вентиляции. Объяснения в духе «не было инструмента и потому пришлось развернуть канал чуть в сторону» профессиональных оценщиков точно не заинтересуют. Все воздуховоды, прокачивающие очень влажный воздух, не должны иметь нижних продольных швов. Сегменты, которые могут покрываться росой, обязательно монтируются с наклоном к дренирующей магистрали.
Нормальный уклон составляет от 10 до 15 мм на 1 пог. м. по длине. Фланцевая стыковка подразумевает выведение прокладки наружу. Внутрь ее направлять нельзя. Что касается материала прокладок, он должен подбираться для специфических температурных параметров. Так, если воздух нагрет не более чем до 70 градусов, можно применять поролон и жгут из полимерной мастики.
Но применять эти вещества при более серьезном нагреве нельзя. Требуется использовать элементы на основе асбеста — шнур либо картон. Иногда по воздуховодам движется воздух, наполненный кислотными парами. Тогда придется применять стойкие разновидности пластмассы. Перечень материалов, обеспечивающих герметичность соединений без фланцев, заметно отличается.
При относительно низких (не более 40 градусов) температурах воздуха нужна герметичная лента. До 60 градусов круглые трубы надо прикрывать манжетами термической усадки. Если воздух становится горячее (до 70 градусов), нужно применять мастику специальных образцов. Что касается фланцевого стыка, болты надо затягивать основательно. Гайки требуется размещать только с одной стороны.
Вертикально поставленный фланец полагается закручивать гайками по своему усмотрению. Если же изделие монтируется горизонтально, требуется размещать крепежи снизу. Соединения без использования фланцев: если наибольшая грань трубопровода ограничена 40 см, то шаг надо делать до 4 м, а при большей грани он сокращается до 3 м. Фланцевое соединение трубопроводов подразумевает, что при величине элементов до 200 см надо закреплять их через каждые 6 м, но только не к самим фланцам.
Чтобы соединить воздуховод с вентилятором, надо применять только такую вставку, которая способна заблокировать распространение вибрации. Чаще всего в роли ее применяют конструкции из стеклянной ткани. Подобные детали монтируют непосредственно перед тестированием характеристик созданной системы. Уплотнять раструб можно только жгутами из пеньки, которые пропитываются асбестоцементной смесью с включением клея из казеина
Важно: иногда после такой обработки все же остаются пустоты — убрать их помогает мастика на основе асбестоцемента
Запрещается оставлять промежуток от втягивающего патрубка радиального вентилятора до рабочего колеса того же вентилятора больше чем на 1%. Также недопустимо отклонение вала от строгой горизонтали. Исключение (вертикальная ориентировка) характерно только для вентиляторов, ставящихся на крышах. Электрические двигатели и крыльчатки ориентируются соосно, а если вентиляторы передают усилие через ременную передачу, то оси шкивов должны ставиться параллельно. Поворот и переключение всех вентиляционных клапанов должны происходить максимально легко, даже если не применяется какой-либо инструмент.
Взаимодействие заказчика и исполнителя
Если обнаружены неполадки в вентиляции, заказчик обязан устранить их
На первом этапе эксперты осматривают магистраль и выявляют конгруэнтность или несоответствие проекту. Составляется акт дефектов, где описываются проблемы, и даются предложения по их устранению.
Основные причины неполадок в вентиляционной магистрали:
- используются некачественные материалы для изготовления коробов, фасонных элементов и других деталей;
- строительно-монтажные работы проводились с нарушением технологии;
- установленное оборудование не соответствует тому, что предусмотрено в проекте;
- пусковые мероприятия выполняются неквалифицированными рабочими или пробный запуск совсем не проводился;
- выявлены ошибки проектировщиков;
- агрегаты в системе не согласованы по техническим условиям и не готовы к работе;
- встроенные системы неправильно эксплуатируются.
Заказчик делает ремонт и устраняет все неполадки, которые обнаружили проверяющие. После этого эксперты снова делают анализ и проверку работоспособности. По результатам составляется паспорт вентсистемы. Данные проверки отражаются в техническом отчете, где приводится информация о типе анализируемого объекта и времени испытания. В виде таблицы предоставляются сведения о кратности воздухообмена, качестве микроклимата, уровне шума и другие индексы.
Периодичность испытания определяется нормативными положениями:
- СТО НОВОСТРОЙ 2.24.2 – 2011 указывает в тексте, что частота наладки кондиционирования и вентиляции устанавливается отделом федеральной исполнительной власти или технологическими требованиями производства и не может быть реже 1 раза в 3 года.
- ГОСТ Р 53.300 – 2009 регламентирует проведение испытаний противодымной системы не реже 1 раза в 2 года.
- СП 44.25 – 87 говорит, что активные вентсистемы периодически проверяются санитарными лабораториями. В местах 1 и 2 категории, где есть выделение вредных воздушных компонентов — 1 раз в месяц. Системы закрытого местного приточного и вытяжного вентилирования — 1 раз в год, а схемы естественной и механической вентиляции проверяются 1 раз в 3 года.
Кто выдает паспорт вентсистемы?
Первичную паспортизацию обычно осуществляет компания-монтер, которая совершает установку и пусконаладку системы вентиляции. Монтажная компания выполняет все работы самостоятельно или привлекает другие специализированные учреждения.
Если паспортизация производится после запуска системы в эксплуатацию, то заказчик (собственник) может напрямую обратиться в компанию узкой специализации.
Имейте в виду, что паспорт вытяжного воздуховода — не единственный обязательный акт. Ежегодно конструкция должна подвергаться производственному контролю, который зачастую осуществляют специализированные организации. Поэтому на этапе первичного оформления лучше всего найти опытного и проверенного подрядчика для полного обслуживания вентилирования и оформления всей необходимой документации, который будет вовремя заполнять все бланки и акты.