Что такое водопроводные задвижки и где они используются

Сфера применения и преимущества

Очистка стоков: виды и принцип действия Трубопроводные задвижки производятся в диапазоне диаметров от 15 до 2000 мм. Они предназначены для монтажа в системы с температурой рабочей среды до 550 градусов и давлением до 25 МПа включительно. Сфера использования задвижки непосредственно зависит от материала, из которого изготовлен ее корпус. Наиболее распространенные стальные конструкции могут применяться:

  • в сфере жилищно-коммунального хозяйства для установки на трубопроводы центрального водоснабжения и отопления;
  • в нефтегазовой и энергетической промышленности на транспортных магистралях;
  • в производственных сферах на трубопроводах подачи парообразных, жидких и сыпучих веществ.

Также производятся задвижки в корпусах из нержавеющей стали, за счет устойчивости которой к коррозийным воздействиям они получили широкое распространение в химической и фармацевтической промышленности.

Конструктивные особенности задвижки не позволяют использовать ее в качестве регулирующей арматуры, запорный элемент всегда должен находиться в крайних положениях – “закрыто” либо “открыто”, в противном случае значительно ускорится износ уплотнительных поверхностей и, как следствие, рабочий ресурс конструкции.

Фланцевые задвижки с выдвижным шпинделем имеют следующие эксплуатационные преимущества:

  • простота компоновки, надежность и ремонтопригодность;
  • минимальное гидравлическое сопротивления;
  • небольшая габаритная длина;
  • возможность комплектации механизированными приводами гидравлического, электрического либо пневматического типа;
  • простота установки и возможность быстрого демонтажа за счет фланцевого соединения.

Высота клиновой задвижки

Есть у конструкции и недостатки, основной из них – большая габаритная высота за счет шпинделя, длина которого идентична диаметру пропускного отверстия в корпусе. При открытии затвора шпиндель полностью выходит из корпуса, что требует наличия свободного пространства над трубопроводом.

Задвижка с невыдвижным шпинделем отличается от рассматриваемой нами конструкции тем, что ее шпиндель при открытии затвора совершает исключительно вращательное движение, тогда как выдвижной шток движется вращательно-поступательно. В сравнении с фиксированной арматурой конструкция с выдвижным шпинделем требует значительно меньших затрат времени на открытие.

К недостаткам задвижек также относится достаточно быстрый износ уплотнительных поверхностей на седлах и затворе за счет их постоянного трения, что требует частого планового ремонта, выполнить который без монтажа арматуры с трубопровода невозможно.

Принцип работы и особенности конструкции

Задвижки в большинстве случаев выполняются в полнопроходной конфигурации, предусматривающей одинаковое сечение пропускного отверстия корпуса по отношению к диаметру трубопровода, на который устанавливается арматура.

Клиновая задвижка двухдискового типа в разразе

Конструкция клиновой задвижки состоит из следующей элементов:

  1. Корпус (стальной, чугунный либо нержавеющий).
  2. Клиновидный запорный механизм.
  3. Два седла, в которые затвор упирается при перекрытии пропускного отверстия.
  4. Привод ручного либо механического типа.
  5. Шпиндель зафиксированный ходовой гайкой, направляющей его перемещение внутри корпуса.

При активации привода шток, вращаясь вокруг своей оси внутри ходовой гайки, опускается в низ и перемещает запорный механизм, который перекрывает пропускное отверстие. Герметизации отсечения рабочей среды достигается за счет покрытия затвора и седел эластичным материалом. В зависимости от типа покрытия выделяют несколько видов арматуры, наиболее часто встречается задвижка с обрезиненным клином и конструкции с затвором покрытым фторопластом.

Нижняя часть корпуса задвижки цельносварная, к ней винтами крепится крышка, из которой выходит шпиндель. На боковых частях корпуса расположены оборудованными фланцами присоединительные патрубки. Фланец представляет собой круглую стальную пластину, по периметру которой размещены посадочные отверстия под крепежные винты.

При монтаже арматуры на трубопровод наваривается ответный фланец, имеющий аналогичные размеры и шаг между винтами, что и фланец задвижки. Между пластинами размещается уплотнительная прокладка из резины либо паронита и фланцы стягиваются крепежами друг с другом. За счет уплотнительной прокладки обеспечивается максимальная герметичность соединения.

ГОСТы, регулирующие присоединительные размеры

Размеры трубопроводной арматуры регулируются ГОСТ 28338-89 (об условных проходах), 4.114-84 (о номенклатуре основных показателей), Р52720-2007 (о терминах и определениях).

Условно все диаметры задвижек делятся на две группы:

  •          Малые — до 500 мм
  •          Большие — от 500 мм

Задвижки большого диаметра применяются в конструкциях магистральных трубопроводов для транспортировки нефти, газа, коммунальных стоков, воды. Кроме этого, подобные задвижки используют на крупнотоннажных производствах химической промышленности. 

Задвижки малых диаметров используются в коммунальном хозяйстве, конструкциях домовых систем водоснабжения и водоотведения, малых и средних химических производствах. 

Дополнительная информация: диаметр задвижки — это одна из характеристик, не менее важны стойкость к температурам (как атмосферы, так и перемещаемого вещества) и агрессивным химическим веществам.

Как измерить диаметр, какие инструменты при этом использовать? 

Для измерения внешнего и внутреннего диаметра труб применяют два инструмента: штангенциркуль и строительную рулетку. Первый из названых инструментов используют при размерах меньше 150 мм, второй — больше 150 мм. Менее удобной альтернативой штангенциркуля является микрометр. Оба инструмента применяют для измерений согласуясь с ГОСТами 166 и 6507.

рис. 3 Измерение внешнего диаметра цифровым штангенциркулем

Штангенциркуль более удобен, так как позволяет быстро узнать не только внешний, но и внутренний Д. трубы. Это делается путем измерения сначала внешним разводом губок, а потом — внутренним. Если же на штангенциркуле только внутренний развод, то измеряют внешний Д. и толщину стенки. Далее от внешнего Д. вычитают полученную ранее толщину стенки и узнают таким образом внутренний Д. 

Совет: быстро производить необходимые измерения можно цифровым штангенциркулем, снабженным жидкокристаллическим экраном и автоматически вычисляющим значения.

рис. 4 Устройство и измерительные шкалы штангенциркуля

Точность измерений с помощью штангенциркуля 0.05 мм, если же используется строительная рулетка, то точность будет не выше 1 мм. Лентой рулетки охватывают внешнюю сторону трубы и измеряют длину окружности с максимальной точностью. Полученное значение в мм нужно разделить на 3.14 (число «пи»). Так будет найден внешний диаметр. 

Для нахождения внутреннего диаметра из внешнего вычитают толщину стенки. Последнюю можно найти с помощью линейки или в спецификации к трубам (при наличии). Точное значение толщины стенок получают с помощью микрометра.  

Совет: перед началом рабочих измерений инструментами рекомендуется проводить визуальную проверку на отсутствие у них повреждений

рис. 5 Измерение диаметра микрометром

Размеры приводов крана без учета размера крана

 
Ultimate
Winner
Professional

Ширина, мм
70
75
75

Высота, мм
65
85
95

Длина, мм
70
110
100

Выводы: Как мы можем видеть, размеры кранов Bugatti  и Tiemme идентичны, краны Enolgas по размерам близки к этим кранам. У кранов Bonomi резьбовая часть примерно на 10% длиннее  и толщина стенки примерно на 20% больше. Удлинение резьбовой части кранов увеличивает надежность корпуса от механических и  динамических нагрузок, но при подготовке к монтажу следует учитывать увеличенную длину кранов Bonomi. Увеличение толщины стенки крана Bonomi, сильно уменьшают шансы повреждения крана в результате гидродинамических ударов, механических нагрузок.

Ремонт и профилактика

Любая задвижка рано или поздно нуждается в ремонте, поскольку в конструкции имеются подвижные элементы, которые требуют периодичной замены. Рассмотрим основные причины неисправности водопроводных задвижек:

  1. Разгерметизация между трубопроводом и корпусом арматуры.

Такая неисправность может появиться вследствие неправильного монтажа запорной арматуры или при деформации уплотнителя. Такую поломку можно определить при зрительном осмотре системы.

  1. Разгерметизация между штоком и сальником.

Причиной такой поломки является износ сальника. Также можно определить зрительно, при выявлении потеков на стенках задвижки, которые направлены от крышки арматуры.

  1. Разгерметизация между корпусом и заслонкой.

Причина такой поломки может заключаться только в постоянном перемещении сильно загрязненного потока. В этом случае грязные частицы влияют на уплотнительные кольца, приводя к постепенной их деформации. Помимо этого, загрязняющие вещества могут накапливаться на внутренних стенках задвижки и в дальнейшем препятствовать плотному закрытию крышки. Выявление причины такой поломки происходит достаточно сложно. Поэтому придется обеспечить вмешательство опытного специалиста.

Для того чтобы обеспечить правильную работу запорной арматуры потребуется проведение ремонтных работ, которые подразумевают либо полный демонтаж запорного элемента, либо частичная его разборка.

Для того чтобы выполнить частичный ремонт арматуры необходимо выполнить разборку крышки сальника, а также снять крышку самого корпуса

Но важно помнить, что ремонтные работы любого типа должны начинаться с перекрытия трубопровода вентилем, который располагается выше задвижки

Для того чтобы выполнить полный демонтаж задвижки необходимо выполнить несколько следующих действий:

  1. В первую очередь, выполняется снятие маховика, который содержит в своем составе ходовую гайку. Ее также необходимо снять;
  2. Крышку корпуса нужно освободить от стопорных винтов путем вывинчивания;
  3. Далее нужно разобрать соединение фланцевого типа;
  4. Далее следует очередь штока. В этот момент можно произвести очистку заслонки и седла, а также заменить в этой области уплотнители;
  5. После замены или ремонта всех отдельных запчастей стоит начать обратную сборку арматуры, которая выполняется в строгом обратном порядке.

После того как все ремонтные работы будут окончены обязательно необходимо сделать проверку устройства на уровень работоспособности. В таком случае необходимо сделать тест на возможность полного перекрытия арматурой потока.

Конструкция клина

Устройство затвора в стальной и чугунной задвижке отличаются. Это обусловлено сферой применения устройств в трубопроводной промышленности.

Рисунок 6. Виды клина

Стальные задвижки

Стальные задвижки, используют в магистралях, предназначенных для транспортировки:

  • горячей/холодной воды в системах ЖКХ;
  • нефтепродуктов;
  • природного газа;
  • химических веществ;
  • пара в системах отопления и котельных;
  • в исключительных случаях для морской воды и сырья на перерабатывающих предприятиях.

Воздействие рабочих сред на уплотнительные поверхности затвора вызывает механические повреждения и коррозию. Для снижения негативных последствий и увеличения срока службы изделия, уплотнительные поверхности наплавляют с использованием коррозионностойкой проволоки марок 08Х21Н10Г6 и 13Х25Т.

Существует два метода нанесения уплотнителя на диски клина и седла корпуса.

  • С применением дуговой сварки.
  • С применением лазерной наплавки.
Рисунок 7. Лазерная наплавка

Оба метода характеризуют собой химическую реакцию, при которой под воздействием высокой температуры в основной металл клина (или кольца) подмешивается проволока из сплава определенной марки. После того, как наплавочный шов остывает и набирает прочность, его подвергают ручной или автоматической шабровке.

Шабровка – это выведение идеально ровных геометрических параметров поверхностей. Такую процедуру проводят как с клином, так и с кольцами в корпусе. Задачей шабровки служит идеальная подгонка двух поверхностей относительно друг друга. От этого зависит основной эксплуатационный показатель работы задвижки – класс герметичности затвора.

Клин затвора в стальных задвижках может иметь 3 вида конструкции.

  • Литая цельнометаллическая.
  • Сборная двухдисковая.
  • Сборная упругая.

По эксплуатационным характеристикам, наиболее лучший вариант исполнения клина – двухдисковая конструкция. При таком способе сборки, осуществлять подгонку уплотнителей дисков и колец намного легче. Это положительно влияет на степень герметичности затвора.

Двухдисковые задвижки дольше сохраняют заводской класс герметичности в процессе эксплуатации за счет снижения трения уплотнителей. Также они в меньшей мере подвержены заклиниваниям и «приварке» за счет коррозионного разрушения металла.

Чугунные задвижки с обрезиненным клином

Клин чугунной задвижке выполнен из специальной резины EPDM. За счет физических и химических свойств этого материала, в процессе эксплуатации затвор практически не подвергается каким-либо дефектам и разрушениям.

EPDM не подвержен коррозии, сохраняет заводские геометрические параметры под воздействием повышенных/пониженных температур воды. Добавление в состав уплотнителя каучука делает клин 30ч39р упругим и в то же время мягким.

Задвижки 30ч39р с использованием в качестве материала уплотнителя EPDM в обиходе называют задвижки с обрезиненным клином.

30ч39р используется исключительно для воды и пара в городских системах водоснабжения, канализации и отопления, а также на предприятиях, эксплуатирующих такие магистрали.

Материалы изготовления

Для сравнения рассмотрим 2 популярные задвижки марок 30с41нж и 30ч39р.

Стальные задвижки

Корпус 30с41нж выполнен из стали, о чем говорит буква «с» в маркировке. Приставка «нж» на конце означает, что уплотнительные поверхности дисков клина и седел корпуса изготовлены из нержавейки.

Рисунок 4. Затвор 30с41нж

А вот из каких марок сталей изготавливаются остальные детали:

  • Крышка и корпус 30с41нж отливаются из 25Л. Литера «Л» в марке обозначает, что это сталь литейная, а числовое значение «25» указывает на содержание в сплаве 0,25% углерода.
  • Шпиндель изготавливается из 20Х13. В составе этой стали присутствует 14% хрома, что позволяет отнести этот сплав к коррозионностойким (нержавейка). 20Х13 относится к мартенситному классу с температурным режимом работы до 6000С.
  • Диски клина и маховик отливаются из 25Л.
  • Приводная гайка шпинделя – ЛС59-1 (латунь). Этот сплав относится к медно-цинковым с добавлением 1% свинца. Благодаря такому химическому составу, приводная гайка 30с41нж долгое время не подвергается механическим повреждениям при трении.
  • Гайки, шпильки и болты фланцев изготавливаются из стали 35. Повышенное содержание углерода (0,35%) делает этот сплав отличным материалом для изготовления деталей, требующих точной обработки.
  • Уплотнительные поверхности на клине 30с41нж изготавливают из нержавейки 13Х25Т. Эта сталь с повышенным содержанием хрома (до 30%) обеспечивает отличные показатели износостойкости. Сплав содержит 0,5% титана, что увеличивает срок службы затвора.
  • Уплотнения на кольцах корпуса делают из нержавейки 08Х21Н10Г6. В химическом составе присутствует 10% никеля и 20% хрома. Такое содержание сплава обеспечивает высокое сопротивление к коррозии.

Уплотнитель сальника

Кроме металлических частей, в задвижке 30с41нж присутствует сальниковое уплотнение в виде набивки ТРГ. Этот материал предотвращает выход рабочей среды через сальник в месте входа шпинделя в корпус.

Рисунок 5. Виды набивки

ТРГ – это терморасширенный графит. Он выпускается в виде шнура или кольца. В трубопроводной арматуре может использоваться несколько его модификаций.

Вот о чем речь:

  • ТРГ-100Л. Эта набивка армируется лавсановой нитью. Также существует модификация ТРГ-100ЛФ, дополнительно пропитанная смесью с содержанием фторопласта.
  • ТРГ-101Н. Здесь в качестве армирующего материала используется нержавеющая проволока.
  • ТРГ-102С. Материал армирования – стеклонить.

Стальные клиновые задвижки выпускает Сибирский завод трубопроводной арматуры «СибЗТА». В технологическом процессе изготовления применяются современные материалы. Один из них – термопластичный графит, используется в сальниковом узле для герметизации системы относительно окружающей среды. Добавление термопластов в состав позволяет набивке многократно переходить в вязкотекучее и высокоэластичное состояние. Это означает, что под воздействием высоких температур рабочей среды, уплотнение не изменяет своих качественных характеристик.

Чугунные задвижки

Модель 30ч39р изготавливается из чугуна марки GGG40 и GGG50. Применение этого металла позволяет корпусным деталям задвижки выдерживать давление на разрыв до 370 МПа.

В отличие от стальных изделий, она предназначена исключительно для работы в магистралях, по которым транспортируется горячая/холодная вода и пар.

Материалы изготовления деталей.

  • Корпус, крышка, а также клин – GGG40/50.
  • Шпиндель делают из 20Х13 или аналога 2Cr13.
  • Уплотнение на клине – EPDM.
  • Втулка на шпинделе делается из бронзы или латуни.

EPDM – это международная маркировка этилен-пропиленового каучука. Кроме этого уплотнения применяют Viton (фторкаучук) или Silicon (кремнийорганическое соединение). Первый имеет отличную стойкость к воздействию высоко-кислотных сред, второй же – отлично справляется с экстремальными и быстроменяющимися температурами.

Основным отличием чугунных задвижек от стальных, помимо металла корпуса, является использование резинового клина (EPDM, Viton или Silicon). Для воды такое исполнение является наилучшим, так как полностью исключается коррозия затвора.

Технические характеристики

При выборе модели учитывают, в каких условиях она будет эксплуатироваться (в помещении, на улице или под навесом). Если в маркировке есть буква «У» и цифры 1 или 2, оборудование используют при температуре окружающей среды от −40°С до +40°С. Обозначение «УХЛ» говорит о возможности применения аппаратуры при температуре от −60°С до +40°С. В южных регионах устанавливают приборы с маркировкой «Т». Они могут функционировать при температуре от −10°С до +50°С. У каждого климатического исполнения есть некоторый температурный запас.

Диаметр арматуры выбирают в соответствии с особенностями трубопровода. Минимально этот показатель составляет 40 мм, а максимально — 600 мм и более. Для самого небольшого стандартного прибора максимальный момент составляет 60 Н-м, номинальный ток — 1,7 А. Самый габаритный агрегат имеет максимальный момент 1000 Н-м, а номинальный ток — 7,6 А. В таблице далее приведены основные характеристики существующих моделей:

НаименованиеДуМатериал корпусаPn (РУ)Рабочая средаЦена, тыс. руб.
30с541нж300-1000Сталь16Вода пар, нефтепродукты, неагрессивные вещества (газ, жидкость)85-955
30с941нж50-1000Сталь16Вода пар, нефтепродукты, неагрессивные вещества (газ, жидкость)4,2-890
30с564нж300-1000Сталь16Вода пар, нефтепродукты, неагрессивные вещества (газ, жидкость)70-1044
30с964нж50-1000Сталь16Вода пар, нефтепродукты, неагрессивные вещества (газ, жидкость)5,8-938
30с515нж50-400Сталь16Вода пар, нефтепродукты, неагрессивные вещества (газ, жидкость)5,5-104
30с999нж50-250Сталь25Вода пар, нефтепродукты, неагрессивные вещества (газ, жидкость)6,3-37,9
30с915нж50-400Сталь40Вода пар, нефтепродукты, неагрессивные вещества (газ, жидкость)6-200
30с576нж50-400Сталь63Вода пар, нефтепродукты, неагрессивные вещества (газ, жидкость)11-279
30с976нж50-400Сталь63Вода пар, нефтепродукты, неагрессивные вещества (газ, жидкость)9,6-355
30ч906бр50-400Чугун10Вода пар, газообразные среды, нефтепродукты2,8-23,5
30ч915бр50-1400Чугун10Вода пар148-1597
30ч925бр50-1600Чугун2,5Вода пар132,5-2211
31ч917бк50-400Чугун10Вода пар4,6-70
30лс964нж50-400Легированная25Вода пар, нефтепродукты, неагрессивные вещества (газ, жидкость)6,8-189
30лс915нж50-400Легированная40Вода пар, нефтепродукты, неагрессивные вещества (газ, жидкость)8,5-373
30лс976нж50-400Легированная63Вода пар, нефтепродукты, неагрессивные вещества (газ, жидкость)13-405
30лс941нж50-1200Легированная16Вода пар, нефтепродукты, неагрессивные вещества (газ, жидкость)6,5-457
30нж941нж50-500Нержавейка16Вода пар, нефтепродукты, агрессивные вещества, кислоты18-833
30нж915нж50-600Нержавейка40Вода пар, нефтепродукты, агрессивные вещества, кислоты23,2-1778
30нж976нж50-500Нержавейка64Вода пар, нефтепродукты, агрессивные вещества, кислоты33-1151

Достоинства водопроводных задвижек

Задвижки: особенности, неисправности, ремонт

Watch this video on YouTube

Водопроводная задвижка – самая популярная разновидность запорной арматуры во всем мире, главное достоинство которой – низкая стоимость. Кроме того, запорная задвижка обладает следующими преимуществами:

Простота конструкции.

Данное приспособление не содержит сложных элементов, поэтому вероятность его поломки минимальна

Кроме того, при износе или повреждении какой-либо детали замена происходит достаточно быстро, что важно для водоснабжения, используемого круглосуточно

Небольшой размер.

Длина данного приспособления не превышает нескольких сантиметров, поэтому они являются оптимальным вариантом для установки в ограниченном пространстве (например, в колодце).

Обширная сфера применения.

Водопроводные запорные устройства могут быть использованы для трубопроводов, изготовленных из любых материалов и используемых для любых целей.

Универсальность.

После установки водопроводной запорные устройства можно менять направление движения жидкости, переворачивать элемент нет необходимости.

Малое гидравлическое сопротивление.

При проектировании системы водоснабжения нет необходимости учитывать гидравлическое сопротивление, создаваемое водопроводной арматурой для остановки движения жидкости в трубе, так как оно практически равно нулю. Главное – следить за тем, чтобы открытие происходило полностью. В противном случае возможно не только создание существенного гидравлического сопротивления (способного повлиять на работоспособность системы водоснабжения), но и быстрый износ запорного элемента.

Возможность установки на трубопроводы, по которым перемещается жидкость с высокой температурой.

Максимальная температура перемещаемой среды – 565 °С.

Большой выбор размеров.

Водопроводные запорные устройства выпускаются диаметром от 40 до 2000 миллиметров, поэтому могут быть использованы абсолютно во всех системах.

Герметичность.

Данный элемент (в отличие от других видов запорной арматуры) позволяет добиться максимальной герметичности.

Высокая надежность.

Данное приспособление способно сдерживать жидкость с рабочим давлением до 25 Атмосфер.

Конструкция и принцип действия

В зависимости от технических характеристик механизмы отличаются затвором, размещением ходового узла, типом привода и способом крепления к водопроводным системам.

Основное отличие запорных устройств — это характер движения шпинделя. По этому параметру они делятся на 2 категории:

  1. С выдвижным шпинделем. При вращении маховика он перемещается вверх и часть штока выходит из корпуса наружу.
  2. С динамичным невыдвижным валом. Они меньших размеров и широко используются для транспортировки жидкостей в водопроводных системах.

Конструкция задвижки состоит из затвора, выполненного в форме клина или диска, перемещающегося вдоль седла корпуса перпендикулярно водяному потоку.

Устройства могут быть:

  1. Полнопроходными. Размер посадочного места для затвора соответствует диаметру подключенного трубопровода.
  2. Суженными. Седло меньше условного прохода магистрали, это ограничивает рабочий ход штока и уменьшает длину задвижки.

В зависимости от конфигурации запорного элемента и схемы расположения уплотнительных деталей задвижки делятся на:

  1. Клиновые. Запирающий механизм состоит из двух металлических дисков, расположенных под углом относительно горизонтальной оси. Во время вращения шпинделя кольца опускаются и за счет размещенных между ними распорных клиньев прижимаются к седлу.
  2. Параллельные. Тарельчатые детали расположены параллельно друг другу. В нижнем положении диски отсекают поток жидкости, а в крайнем верхнем — полностью открывают ее движение.

Конструкция задвижки.

На запуск мощных задвижек вручную уходит много сил и времени, поэтому чаще применяют приборы с электромеханическим приводом, который устанавливается вместо маховика.

Для управления запорной арматурой, установленной в труднодоступных местах (под водой, в глубоких колодцах и т.п.), используют вспомогательные колонки. Вращательное усилие передается шпинделю с помощью штанги-вилки, установленной в вентиль задвижки.

Маркировка

Разберем на примере стальную задвижку 30с515нж. Согласно СТ ЦКБА:

  • 30 – означает, что это задвижка;
  • с – корпус выполнен из стали;
  • 5 – указание типа привода (механический редуктор в данном случае);
  • 15 – номер модели;
  • нж – материал уплотнения на клине.

Если в середине обозначения указаны 2 цифры (30с15нж) то это означает, что привод у задвижки ручной. Цифра «5» перед номером модели указывает на механический привод. А вот цифра «9» (30с915нж) обозначает наличие переходника под электропривод.

Рисунок 8. Маркировка

По ГОСТу 4666, на корпусе задвижки должны присутствовать следующие данные.

  • Товарный знак изготовителя. При отсутствии указывается название завода.
  • Полное наименование по СТ ЦКБА. Например, 30с927нж.
  • Давление номинальное.
  • Диаметр номинальный.
  • Уникальный заводской номер устройства.
  • Дата выпуска.

Эти данные могут быть указаны как на корпусе устройства, так и на информационной табличке, прикрепленной к корпусу или крышке. При наличии электропривода, на него устанавливается отдельная информационная табличка.

Также завод-изготовитель дополнительно может указывать другую информацию об изделии, установленную в технических условиях на продукцию.

По согласованию с заказчиком возможна поставка изделий под электропривод и механический редуктор.

Наносятся обозначения на корпус задвижки методом литья или ударным способом. Информационная табличка может быть отпечатана типографским способом. Также таблички допускается изготавливать ударным методом.

Особенности эксплуатации

Достаточно большое распространение в трубопроводах получили клиновые задвижки, поскольку их можно использовать в системах с быстро движущимся потоком. К таким устройствам относится и задвижка 30ч6бр. Основное требование, предъявляемое такого рода арматуре, заключается в соответствии материалов изготовления среде, которая перемещается по трубе.

Иными словами, транспортируемое вещество не должно наносить вред изделию и проявлять себя по отношению к нему нейтрально. Клиновая чугунная арматура применяется практически во всех трубопроводных магистралях, в то числе в тех, по которым транспортируется вода, газ, нефть или пар.


Клиновая задвижка применяется практически на всех трубопроводах

Столь широкий спектр применения обусловлен техническими характеристиками материала изготовления детали – чугуна.

Запирающий элемент в конструкции задвижки выполнен в форме клина. Кроме обычной чугунной арматуры, существуют также изделия с обрезиненным клином. Вне зависимости от модели, все задвижки этого типа производятся в соответствии требований ГОСТ, поэтому они гарантируют надежность любых трубопроводов.

Наиболее часто их применяют в системах подачи горячей и холодной воды, канализации и в магистралях, передающих пар.

Достоинства и недостатки клиновых задвижек

Одно из самых основных преимуществ клиновых чугунных задвижек – простота конструкции и легкость в эксплуатации. При их обслуживании нет необходимости совершать какие-то сложные действия: запорный элемент движется в возвратном или поступательном направлении под углом в 90º к потоку и перекрывает его движение.

Также нельзя не отметить низкое гидравлическое сопротивление материала изготовления арматуры – чугуна. Благодаря этому показателю транспортируемое вещество передвигается при открытой задвижке вполне свободно, причем скорость самого потока может быть достаточно высокой. Чугун не создает препятствий для движения вязкой среды.


Задвижки имеют малое гидравлическое сопротивление

Недостатков у таких изделий немного, и один из них состоит в том, что для закрытия или открытия устройства потребуется достаточное количество времени. Этот факт необходимо учитывать в процессе эксплуатации.

Что такое задвижка и где используется

Запорные механизм применяется не только в быту, хотя каждый стояк перекрывается при помощи этого средства. Задвижка может быть включена в качестве неотъемлемой части газопровода, а также трубопровода для транспортировки технических жидкостей. В зависимости от того, что передается по трубам, комплектующие видоизменяются, но общий принцип действия водопроводной задвижки всегда схож.

Конструкция и принцип действия

Конструктивно каждая задвижка состоит из следующих частей:

  1. Корпус и съемная крышка. Корпус изготавливается из чугуна. Сталь используется реже. Сплавы – еще реже. Внутри есть полость, в которой располагаются детали, обеспечивающие герметизацию системы. Подключение к трубопроводу выполняется при помощи фланцевого соединения или сварки. В последнем случае исключается возможность демонтажа, и применения комплектующих для дальнейшей сборки.
  2. Запорный узел. Состоит из направляющей и затвора. Максимальной надежностью обладают узлы, в которых направляющая является частью корпуса. Задвижки водопроводные изготавливаются из прочных металлосплавов, а затвор дополнительно покрывается антикоррозийным составом.
  3. Элемент управления. Вентиль представляет собой винтовой шток и маховое колесо. Значение узла – преобразование вращательного движения рукояти в поступательное перемещение затвора, который прикреплен с обратного конца. С корпусом элемент соединяется при помощи фланцев, а герметичность обеспечивает вертикальное положение.
  4. Бугельный узел. Благодаря ему воздействия среды, перемещаемой по трубопроводу, никаким образом не сказывается на работоспособности элементов управления. Гайка со штоком защищена от температурных перепадов. И при циркуляции горячих жидкостей или газов, всегда она остается рабочей.

Принцип действия следующий. Оператор проворачивает маховое колесо, приводя в движение шток с резьбовым механизмом. Опускаясь, заслонка перекрывает пропускное отверстие в корпусе, запирая его. Процесс контролируемый, и допускается частичная блокировка, что дает возможность понизить давление в трубах после задвижки.

Однако это не означает, что устройство можно использовать для данных целей. При продолжительном применении вода «шлифует» узлы, и когда придет время перекрывать поток, герметично сделать это не получится. Более того, ржавчина и отложения могут усугубить ситуацию, вплоть до выхода задвижки из строя. Но кратковременно можно понизить давление в трубопроводе, не опасаясь последствий, если это не периодическая мера.

Пневматические приводы

Иногда из-за специфики производства требуется ускоренное движение затвора задвижки, а гидравлические приводы не могут этого обеспечить. В таких случаях используется сжатый воздух или пар. При этом пневматические приводы применяются как для полного закрытия (открытия), так и для регулирования затворов.

При небольших перемещениях запорного механизма задвижки, применяется мембранный элемент привода. Мембрана делается из резины толщиной 5 мм с основой из ткани, и опирается на металлическую шайбу (грибок). Эта шайба приходится опорной площадкой для штока, который двигается в одну сторону под действием воздуха, а в другую – под действием пружины.

Иногда привод работает без пружины, — в обе стороны под действием воздуха. Для задвижек, где перемещение запора значительное, применяются пневматические приводы с поршневой группой. В этих случаях для создания компрессии на поршнях установлены чугунные кольца или резиновые кольца.

Несмотря на автоматизацию работы, часто применяется ручное управление. Это испытанный и проверенный способ оправдывает себя при редком пользовании задвижкой. Такое управление осуществляется посредством вращения вентиля или рукоятки через вращающийся винт на движение запирающего механизма.

Основные критерии выбора

При выборе водопроводной арматуры следует учитывать несколько критериев:

  • Назначение. Может использоваться для наружных и внутренних сетей.
  • Материал. При необходимости использования задвижек или регуляторов в агрессивной среде лучше выбрать керамическое изделие. Этот материал менее подвержен разрушению, чем пластик и металл.
  • Ремонтопригодность.
  • Внешний вид. При выборе арматуры, которую планируется разместить на виду, стоит учитывать стиль интерьера.

При выборе бренда лучше опираться на проверенных производителей. К ним относится фирма «Валтек», реализующая инженерную сантехнику в России и странах СНГ.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий