Запорные устройства
Краны, используемые для установки в систему обогрева помещения, следует условно разделить на две группы – запорные и регулирующие. Деление это во многом условно, поскольку и запорная арматура позволяет регулировать движение теплоносителя. Естественно, в этом случае точность регулировки получается довольно низкой, однако отсечь батарею от источника воды можно.
Схема шаровой конструкции
Самой простой и часто используемой разновидностью кранов являются шаровые:
Шаровой кран предназначен для отключения радиатора. Его конструкция позволяет устанавливать устройство либо в открытое, либо в закрытое положение, так что регулировка осуществляется довольно по принципу «есть тепло – нет тепла».
Шаровые краны для радиаторов отопления обеспечивают двухпозиционную регулировку
Обратите внимание!В принципе, можно зафиксировать вентиль и в промежуточном положении, но тогда скорость его износа возрастет многократно за счет трения взвешенных в воде частиц о запорный элемент.Так что лучше этого не делать без крайней необходимости
- Блокировка потока теплоносителя осуществляется за счет движения металлического шара с отверстием, соосным трубному просвету. При повороте рукоятки крана в действие приходит шток, который проворачивает сферу внутри корпуса, совмещая отверстие в ней с просветом трубы.
- Как правило, детали кранов производятся из стали, бронзы или латуни. За герметизацию соединений и запорной части отвечают фторопластовые прокладки, которые при необходимости можно заменить своими руками.
- Присоединение к радиатору осуществляется либо с помощью обычной гайки, либо с помощью «американки».
Шаровая конструкция с американкой
В отличие от шаровых кранов, конусные вентили дают возможность регулировать поток теплоносителя более плавно. Это обеспечивается особенностями их конструкции:
Устройство в разрезе
- Запорным элементом выступает конусный шток, на поверхность которого наносится резьба.
- Когда мы вращаем маховик, шток двигается по резьбе, смещаясь в вертикальной плоскости.
- В крайнем нижнем положении просвет трубы полностью перекрывается. Герметичность перекрытия обеспечивается эластичными прокладками, которые надеваются на кольцевые канавки штока.
- Поднимая запорную часть, мы приоткрываем просвет, и теплоноситель начинает поступать в радиатор.
Обратите внимание!Регулировать микроклимат в помещении можно лишь приблизительно, уменьшая или увеличивая количество горячей воды в каждой батарее
Модель в полипропиленовом корпусе
На практике чаще всего используются бронзовые или латунные конусные краны для радиаторов отопления: полипропиленом комплектуются только системы, часть труб в которых тоже сделана из пластика. Это объясняется сравнительно небольшой прочностью и износостойкостью полимеров по сравнению с сантехническими сплавами.
С другой стороны, полипропиленовые краны для радиаторов отопления стоят несколько дешевле, потому в условиях дефицита бюджета их вполне можно использовать.
Кран Маевского
При заливке теплоносителя в систему отопления внутрь вместе с водой или антифризом попадает и воздух.
Для его удаления используются специальные устройства – так называемые краны Маевского:
Устройство для выпуска воздуха
- Конструкция такого изделия достаточно проста: его основу составляет запорный шток, установленный в корпусе с резьбой под радиаторную пробку.
- Шток приводится в движение либо отверткой, либо специальным ключом, открывая просвет трубы в седловине.
Обратите внимание!Если есть возможность, покупайте вентили под отвертку, поскольку ключ вы будете регулярно терять, что и неудивительно – пользоваться им придется один-два раза в год. Нужно иметь в виду, что пропускная способность у такого крана невелика, так что, например, на расширительный бак его ставить не стоит: стравливать лишний воздух придется около часа. В такой ситуации больше подойдет обычный вентиль или водоразборный кран, установленный изливом вверх
В такой ситуации больше подойдет обычный вентиль или водоразборный кран, установленный изливом вверх
Нужно иметь в виду, что пропускная способность у такого крана невелика, так что, например, на расширительный бак его ставить не стоит: стравливать лишний воздух придется около часа. В такой ситуации больше подойдет обычный вентиль или водоразборный кран, установленный изливом вверх.
Фото установленного клапана
Регуляторы давления прямого действия
Регулятор давления прямого действия необходим для того чтобы автоматически поддерживать нужный показатель перепада давления на одном из участков системы.
Эта регулирующая арматура делится на 2 вида:
- до себя;
- после себя.
Регулятор давления состоит из корпуса, клапана двухседельной конструкции, крышки, дополненной сальниковым устройством, грузового механизма и исполнительного механизма мембранного типа.
Особенностью конструкции такой регулирующей арматуры является наличие сразу двух клапанов на одном штоке. Такая особенность необходима для уравновешивания показателя давления рабочей среды на клапан, и соответственно, на шток.
Оба типа регуляторов отличаются друг от друга только расположением клапанов относительно седел. Регулирующая арматура «после себя» под воздействием давления от грузового механизма благодаря клапанам образует проход в седлах. Суть работы этого регулирующего устройства достаточно проста: при поступлении рабочей среды к нему проходное сечение находится в открытом состоянии, поэтому она проходит за него в трубопровод. Там и происходит увеличение показателя давления, которое перемещается по импульсной трубке к мембране и создает нагрузку для штока в противоположном направлении от воздействия груза, размещенного на рычаге. При достижении усилия большего, чем усилие груза движение штока будет направлено книзу и клапаны закроют отверстия в корпусе.
При настройке такой регулирующей арматуры на определенный показатель давления необходимо подобрать величину груза и его расположением на рычаге.
Отличие принципа работы регулирующей арматуры «до себя» от предыдущего вида в закрытых клапанах под воздействием имеющегося груза. Когда давление в системе увеличивается, то при передаче его через импульсную трубку на мембрану и тем самым создается усилие на шток по направлению противоположную действию груза. Это и приводит к открытию клапанов, что впоследствии ведет к выводу рабочей среды за них. А это значит, что давление в системе начинает снижаться.
Классификация арматуры по способу монтажа
Арматура муфтовая. Монтируется при помощи муфт (внутренняя трубная, коническая, цилиндрическая или др. резьба). В основном это краны шаровые, чугунные вентили, клапаны небольших диаметров, Ду до 50 мм (в редких случаях до 80 мм). Применяется на бытовой сантехнической арматуре, на специальной и контрольной арматуре.
Арматура цапковая. Монтируется в трубопроводную систему при помощи наружной резьбы, с буртиком под уплотнительное кольцо. Применяется на специальной арматуре высокого давления, на трубопроводах с агрессивной рабочей средой и в случаях, где требуется обеспечить высокую надежность и быстроразъемность соединения.
Арматура штуцерная. Монтируется к трубопроводу с помощью патрубков с наружной резьбой. Ответная деталь трубопровода называется штуцер или ниппель (с внутренней резьбой). Применяется на некоторых типах шаровых кранов, клапанов, соединениях типа «американка» и на специальной (контрольной) арматуре.
Арматура под сварку. Монтируется к трубопроводу с помощью патрубков под приварку. Это самый надежный вид соединения. Используется, в основном, на энергетических задвижках и клапанах высокого давления. Так же, присоединение под приварку, широко применяется на кранах шаровых, на отечественной и импортной трубопроводной арматуре.
Арматура фланцевая. Монтируется к трубопроводу при помощи фланцев, в соответствии с ГОСТ 12815-80. Наибольшая часть задвижек чугунных и стальных изготавливается с фланцевым присоединением. Удобный монтаж, возможность быстрой замены оборудования на трубопроводе, позволяют применять такой вид соединения в большинстве случаев. Кроме задвижек, фланцевое соединение применяется на дисковых затворах, клапанах, кранах, при монтаже фасонных деталей и пожарного оборудования городской водопроводной сети.
Арматура стяжная. Межфланцевое (стяжное) присоединение широко используется для монтажа дисковых затворов, шиберных задвижек, некоторых типов обратных клапанов и регуляторов. Арматура стяжная не имеет своих присоединительных фланцев и стягивается шпильками между фланцами, установленными на трубопроводе. Преимуществом межфланцевой арматуры является надежность соединения и малая масса.
Трехходовой клапан отопления
Для регулировки температуры воды в двухтрубной и коллекторной системе устанавливается трехходовой смесительный клапан в системе отопления. Он соединяется с подающей и обратной трубой.
Работа трехходового клапана в отоплении
Принцип работы трехходового смесительного клапана в системе отопления заключается в смешивании горячей и холодной воды в трубопроводах. Это позволяет установить требуемый уровень нагрева теплоносителя без изменения режима работы котла.
Определяющим фактором выбора модели трехходового клапана является управляющий элемент, который может быть следующих типов:
- Гидравлический;
- Пневматический;
- Электрический.
В автономном отоплении чаще всего устанавливают модели с электрическим приводом. Они могут подключаться к управляющим элементам системы
Важно правильно установить режим смешивания, чтобы не ухудшить параметры теплоснабжения
Выбор и установка отопительных клапанов должны выполняться только после точного расчета системы. В результате этой работы определяются параметры всех компонентов, и на основе этих данных делается выбор из существующих моделей.
Для лучшего понимания функциональных особенностей трехходового клапана рекомендуется ознакомиться с видеоматериалом:
Запорно-регулирующая арматура -характеристика и назначение
Важный показатель запорной арматуры для водоснабжения – пропускная способность. Это основная характеристика, которая определяет подбор других параметров. Пропускная способность распределяется на несколько других видов, которые позволяют полностью описать работу системы.
Относительная утечка – один из основных показателей, который позволяет определить негерметичные участки труб, а также вероятность возможной утечки вещества. Регулирующая арматура должна обеспечивать необходимый уровень герметичности. В некоторых случаях определяются другие показатели, позволяющие оценить качество работы системы.
Основные параметры регулирующей арматуры
Конструктивный элемент позволяет отрегулировать такие показатели:
- температурный режим функционирования среды;
- распределение вещества внутри системы трубопровода;
- разные типы давления в системе;
- соблюдение правильного распределения веществ и пропорций в рабочей среде;
- поддержание жидкости на одном уровне.
Не имеет значение, какой марки детали будут установлены. Они одинаковы по структуре, поэтому полностью подходят под разные характеристики.
Виды запорно-регулирующей арматуры
Существует несколько разных видов запорной арматуры. Классификация зависит от функциональных особенностей устройства. Выделяют следующие типы приспособлений:
- Запорное. Требуется для полного перекрытие рабочего тока. Чаще всего используется для оснащения систем отопления и водопровода.
- Регулирующее. Используется для управления основными характеристиками системы. Позволяет скорректировать давление, температуру, концентрацию и другие показатели.
- Запорно-регулирующее. Многофункциональное приспособление, которое перекрывает или регулирует основной поток.
- Аварийное. Ликвидирует возможные последствия при отказе системы. Защищает другие участки от распространения проблемы.
- Предохранительное. Конструкция срабатывает в случае возникновения аварии. В противном случае не используется.
- Смесительное. Позволяет оптимально распределить и направить рабочие жидкости. Устанавливается в отопительных системах для обеспечения необходимого температурного режима.
- Фазоразделительное. Распределяет рабочую среду по функционалу.
Подпиточный клапан
Для того чтобы циркуляция теплоносителя была эффективной, в контуре должно присутствовать оптимальное количество воды или антифриза. Поэтому подпиточный клапан для системы отопления является обязательным элементом любого контура. Этот тип арматуры позволяет компенсировать возможные потери теплоносителя, обусловленные применением кранов Маевского, спусковых клапанов или наличием протечек в отопительных приборах.
Лучше всего использовать в контуре клапан автоматической подпитки системы отопления, который оснащен редукционным механизмом и специальной мембраной, находящейся под давлением теплоносителя.
При понижении давления в контуре – теплоноситель не оказывает давления на мембрану, шток, толкаемый пружиной, падает и открывает просвет в седле. В результате контур подпитывается из водопровода до тех пор, пока давление в системе не нормализуется.
Типы
Запорная арматура на отопление делает эффективной работу всего оборудования, входящего в систему, в значительной степени экономит энергетические и материальные ресурсы. Она устанавливается между радиаторами или трубами и бывает нескольких типов:
- шаровые краны с различной резьбой;
- запорные клапаны;
- поворотные затворы;
- фланцы и фитинги;
- обратные клапаны;
- задвижки.
Краны шаровые
Для удобства подключения радиаторов системы отопления выбирают краны шаровые из латуни. Подобная запорно-регулирующая конструкция выпускается с внутренней резьбой, накидной гайкой, воздуховыпускным устройством и заглушкой. Последние две применяются в тех случаях, когда нужно удалить воздух из системы или, наоборот, запустить в нее. Шаровые краны используются также при монтаже манометра.
Подобные устройства оснащены полнопроходными шарами. В каждом из них установлена особая система, которая защищает корпус от повреждений при замерзании воды и противодействует распространению бактерий, появляющихся в результате застоя жидкости в трубопроводе.
Большинство моделей шаровых кранов снабжены уплотнительными кольцами, которые контактируют друг с другом, а не с поверхностью корпуса. Благодаря этому повышается износостойкость всего крана. Запорно-регулирующая деталь этого типа содержит на корпусе важные сведения, касающиеся ее монтажа.
Запорные клапаны
Для подключения или отключения отдельного радиатора (с целью его демонтажа или профилактики) в системе отопления без ее опорожнения используют запорные клапаны. Они бывают двух видов: прямые и угловые. Изготавливают такие устройства из латуни с покрытием из никеля.
Некоторые модели комплектуют спускным краном (также изготовленным из латуни), с его помощью удаляют воду из радиатора или заполняют его жидкостью.
Шланговая насадка такой конструкции может поворачиваться в любую сторону.
Затворы поворотные
Это запорно-регулирующая арматура, выполненная в форме диска. Элемент поворачивается вокруг оси, расположенной перпендикулярно или под углом к направлению движения теплоносителя. Поворотные затворы используются не только в отопительных системах, но и для водоснабжения.
Обратные клапаны
Подобные устройства используются для защиты системы от непредвиденных нагрузок, регулировки потока теплоносителя в трубопроводе. Они могут монтироваться в разных местах. Муфтовые клапаны из латуни имеют резьбу и прокладку, расположенную с входной стороны. Вся конструкция работает на пружине, которая держит шток. Он, в свою очередь, при некотором давлении утапливается, тем самым давая проход теплоносителю. Служит такое оборудование долго, стоит недорого.
Для подключения системы отопления используют обратные клапаны из латуни, с пружиной из нержавейки и пластиковым штоком. Устанавливают их в контур после циркуляционного насоса. Максимально допустимая температура для подобных механизмов — 120 °С.
Также такие элементы могут быть установлены на резервуары с высоким давлением.
Фланцы
Эти соединительные детали используют для подключения арматуры к трубам, соединения отдельных частей трубопровода, монтажа дополнительного оборудования. Выпускают их в форме диска или кольца с отверстиями. По форме они бывают плоские или воротниковые (с выступом, впадиной, шипом, пазом).
Изготавливаются из стали. Отличаются долговечностью, широким диапазоном температур, прекрасными противокоррозионными свойствами.
Фитинги
Фитинги – это соединительные элементы для трубопровода системы отопления. К ним относят:
- муфты (не изменяют направление трубопровода, имеют разные диаметры выходов);
- угольники (меняют направление на 45-90°);
- тройники (конструкции с 3 выходами для объединения труб различного диаметра под разными углами);
- крестовины (для 4 перпендикулярных друг другу труб или расположенных под определенным углом);
- заглушки (одеваются на конец трубы).
Задвижки
Конструкция этой детали включает в себя металлический корпус, управляющий рычаг, дисковый затвор. Подобный механизм снабжен запирающим элементом, расположенным перпендикулярно потоку теплоносителя. Регулирующая функция этого элемента не предусмотрена. Он работает в 2 положениях: «открыто» или «закрыто».
Сечение задвижек почти совпадает с диаметром труб. Такие элементы отличаются простотой конструкции, малым уровнем гидравлического сопротивления. Применять их особенно выгодно в магистральных трубопроводах.
На сегодняшний день все чаще для отопительных систем выбирают пластиковые и металлопластиковые трубы, соответственно, с ними используют полипропиленовую арматуру для радиаторов отопления. Она ставится на каждый элемент системы отдельно.
Классификация запорной арматуры по способу регулировки потока
Водяная арматура классифицируется в зависимости от методов регулирования рабочей жидкости. Ниже представлены возможные варианты.
Характеристики кранов
Выделяют такие типы конструкций:
- Пробковые. Применяются для транспортировки промышленных жидкостей.
- Шаровые. Используются в быту.
Устройство системы состоит из запирающей части и рабочего корпуса. Изделие отличается по производительности от максимальной до минимальной. Регулировка осуществляется при помощи специального переключателя. Бывают автоматические системы.
Главный рабочий элемент – шар, который исполняет функцию запора. Он располагается между регулирующими отверстиями. Параметры системы зависят от диаметра трубы. Во время открытия или закрытия клапана происходит смещение шарика.
Изделие отличается высокой чувствительностью и низкой герметичностью. Некоторые виды проявляют устойчивость к агрессивным химическим веществам, высоким температурам и другим параметрам.
Вентили запорные
Преимущественно используется для перекрытия потоков рабочего вещества. Специальный вентиль позволяет переключать режимы. Разные типы конструкции характеризуются различным соединением.
Чаще всего вентили применяются для регулировки давления в больших магистралях. Принцип работы конструкции следующий:
- При вращении вентиля движение направляется к шпинделю.
- Элементы конструкции вращается под действием давления.
Система запускается вручную. Бывают автоматические конструкции. Отмечается высокая гидравлика и низкое противодействие давлению, что является главным недостатком.
Особенности заслонок
Оборудование применяется в системах с низким давлением. Позволяет повысить герметичность. Магистрали размещаются в канализациях или предназначаются для транспортировки специфических жидкостей. В качестве запорного элемента используется диск, который вращается вокруг оси.
Задвижки
Отличается простотой и удобством использования. Проявляет высокую устойчивость к агрессивным условиям рабочей среды. Чаще всего применяется в больших промышленных магистралях. Рабочая часть вращается вокруг своей оси.
Задвижки отличаются простой конструкцией и несложным обслуживанием. Отличается небольшими размерами, что позволяет быстро монтировать конструкцию.
Основы установки запорно-регулирующей аппаратуры
Ни один трубопровод не может полноценно функционировать без запорной аппаратуры. Вследствие того что существует несколько ее разновидностей, установка одной из них существенно отличается от монтажа других устройств и должна осуществляться только специалистами с применением специализированного оборудования.
Работоспособность, долговечность и безопасность трубопровода зависят от того, насколько квалифицированно были проведены работы по монтажу.
Соединение арматуры с трубопроводом производится:
- муфтами с внутренней резьбой;
- цапками на наружном уплотнителе;
- ниппелями;
- фланцами;
- сваркой.
Сварка – самый надёжный способ взаимного скрепления элементов трубопровода и единственный, который подходит для транспортировки сред высокого давления.
Соединение при помощи фланцев, плоских колец или дисков из легированной стали, закрепляющихся болтами к концам деталей, которые необходимо закрепить, также, позволяет обеспечить необходимый показатель герметичности. Производители запорной арматуры предоставляют гарантию на свою продукцию, проводя тесты на непроницаемость и прочность деталей, их соответствие техническим требованиям.
Правила при монтаже запорно-регулирующей арматуры
Есть несколько важных правил, которые следует соблюдать при выполнении монтажа запорно-регулирующей арматуры:
1. Обязательная очистка трубопровода. После транспортировки деталей их необходимо обработать вручную или воздействуя воздухом, паром или водой. При проведении сварки также нужно регулярно осматривать трубу на предмет загрязнений, чтобы образовавшаяся окалина не повредила герметичности.
2. Проверка фланцев на предмет наличия неровностей. Гладкая поверхность детали не должна быть поцарапана или иметь другие ярко выраженные дефекты.
3. Следует избегать монтажа запорной арматуры на участках с неравномерным рельефом. Если механизм будет находиться не на прямом отрезке трубопровода, напряжение, возникающее в местах изгиба, повлияет на герметичность и спровоцирует протечки.
4. Экранирование от скачков давления, возникающих при гидравлическом ударе, который может повредить или вывести из строя всю систему, включая и арматуру, проводится путем установки обратного клапана для обеспечения стабильного потока.
5. К задвижкам крупным диаметров или тяжелым приводам может понадобиться дополнительная опора для препятствования поломке винтов или прокладок.
6. Запорную арматуру можно повредить, если приложить слишком большие усилия к ее закручиванию.
7. Арматура из нержавеющей стали должна находиться в открытом положении во время установки.
Главные виды регулирующей арматуры
Использование определенного класса транспортных сетей и особенности среды вносят свои коррективы в необходимость использования тех или иных видов регулирующих запорных механизмов. В связи с этим, регулирующая арматура делиться на несколько типов.
- Задвижки, имеющие электропривод — запорный механизм, представлен в виде клина или параллельных щечек, которые вертикально перемещаются соответственно плоскости трубопровода. Элементарность строения позволяет быстро осуществлять ревизионные мероприятия, ремонт. Выделяется большими габаритами по сравнению с остальными видами регулирующей арматуры для воды. На сайте представлены модели задвижек с диаметром от 50 до 800 мм.
- Клапан — востребованный тип арматуры. За счет специфической конструкции запирающего органа, они хорошо себя показывают при настройке и прекращении движения веществ. Как правило, в качестве приводящего механизма клапана применяются электрические, электромагнитные, пневматические движители. Используется регулирующая арматура для пароподобных, жидких нейтральных или агрессивных реагентов.
- Вентиль — его регулирующий орган располагается по ходу движения потока транспортируемого вещества. За счет точности регулирования, считаются чрезвычайно популярными в разных областях индустрии. Как правило, регулирующая арматура для пара выполнена в форме клапана.
- Кран шаровый — вид запорно-регулирующей арматуры, который используется при работе с различными классами транспортируемых субстратов. Выделяют основные плюсы детали — высокую степень герметичности и стойкость к износу. Он выступает незаменимым элементом регулировки напора воды систем домашнего водообеспечения. Обладает небольшим удельным весом и незначительным сопротивлением потоку.
- Клапаны воздухоотводящие. Регулирующая арматура для радиаторов систем отопления, которая используется для ликвидации завоздушенности. Устройство инсталлируется на верхнем штуцере батареи и в случае попадания в него воздушных пустот, он немного приоткрывается. После высвобождения пузырьков, клапан вновь прижимается жидкостью и закрывается.
Отметим наличие регулирующей арматуры с электроприводом, которая способна обеспечить максимально быстрое регулирование или прекращение передвижения вещества. При этом процесс открытия/закрытия запирающего элемента реализовывается на некотором расстоянии или в автономном режиме. Достоинства электропривода:
- управление любыми классами и размером арматуры;
- допускается монтаж на расстоянии от управляемой арматуры;
- установка проста, осуществляется даже на оборудование, управление которым производится ручным способом;
- легко снимается на обслуживание и ремонт.
Запорная арматура
В отопительных системах запорная арматура на отопление используется для контроля подачи теплоносителя, а также для размыкания контура. Она позволяет контролировать процесс отопления, делая его более эффективным и рациональным. В большинстве случаев запорный кран на батарею отопления устанавливается на участках обвязки радиатора трубопроводом. Помимо функциональных преимуществ такое решение несет и практическую пользу – перекрыв запорный вентиль для батареи отопления, домовладелец сможет провести ремонт отопительного прибора без остановки работы всей системы обогрева. В настоящий момент запорная арматура для отопления представлена широким перечнем приборов.
Часто используются в отопительных системах следующие типы устройств:
- запорные клапаны;
- шаровые краны;
- игольчатый вентиль;
- задвижки.
Эти элементы изготавливаются из прочных металлов устойчивых к коррозии и действию высоких температур. Арматура запорного типа защищает контур от возникновения критических аварийных ситуаций и повышает надежность системы отопления, способствуя минимизации негативных последствий при выходе из строя отдельного отопительного прибора.
Шаровые краны
Шаровый кран – это запорная арматура для радиаторов отопления, которая устанавливается для регулирования подачи теплоносителя. Конструкция арматуры предусматривает наличие накидной гайки, внутренней резьбы, заглушки и воздуховыпускного устройства, предназначенного для спуска воздуха из системы.
При выборе данного вида арматуры необходимо обратить внимание на материал, из которого изготовлен кран и наличие уплотнительных колец, повышающих срок эксплуатации элемента в контуре. Хорошо себя зарекомендовали латунные краны, которые отличаются повышенной износостойкостью и устойчивостью к коррозии
Запорные клапаны
Данный вид арматуры применяют для обеспечения возможности замены радиаторов без слива теплоносителя с контура. По особенностям конструкции различают угловые и прямые запорные клапаны. Причем некоторые модели могут оснащаться спускным механизмом для плавного снижения давления в контуре. Для запорных клапанов характерна шланговая насадка – она позволяет производить монтаж устройства максимально быстро и просто.
Игольчатый кран
Функции, которые выполняет игольчатый кран для отопления, могут быть различными. В зависимости от конструкции это устройство может выполнять запорную, регулирующую и балансировочную функцию. В системах отопления чаще всего используют запорный игольчатый вентиль для радиатора отопления, который позволяет плавно перекрывать поток и избегать возникновения гидроударов, губительных для системы. В отличие от шарового крана, имеющего два положения работы, игольчатый вентиль может работать в трех положениях:
- «закрыт»;
- «открыт»;
- «частично закрыт».
Задвижки
Данный тип арматуры выполняет исключительно запорную функцию. Из-за особенностей конструкции он может работать в двух режимах – механизм оборудован запирающим элементом, расположенным перпендикулярно к потоку теплоносителя. В открытом положении задвижка подает теплоноситель в контур, а в закрытом препятствует его циркуляции. Среди особенностей задвижки стоит отметить малое гидравлическое сопротивление, создаваемое в контуре, оптимальный диаметр внутреннего сечения, который совпадает с диаметром трубопровода, простой монтаж и высокую надежность.
Трубопроводная регулирующая арматура
Трубопроводная регулирующая арматура — арматура, предназначенная для регулирования параметров рабочей среды посредством изменения расхода среды через своё проходное сечение.
Подразделяется на редукционную арматуру — предназначенная для снижения рабочего давления в системе, и запорно-регулирующую арматуру. Регулирующая арматура может иметь ручное и автоматическое управление при помощи электроприводов.
Виды регулирующей арматуры:
- Регулирующий клапан — наиболее распространенный тип регулирующей арматуры. Клапана разделяются на проходные — устанавливаются на прямых участках трубопровода, не меняют направление потока, угловые — меняют направление потока на девяносто градусов, и трехходовые, или смесительные — имеют три патрубка для присоединения к трубопроводу , и смешивают два потока в один. Для управления регулирующими клапанами используются электроприводы, электромагнитные приводы и пневмоприводы.
- Запорно-регулирующий клапан — С помощью этого клапана осуществляется как регулирование по заданной характеристике, так и уплотнение затвора по нормам герметичности для запорной арматуры, что обеспечивается специальной конструкцией плунжера, имеющего профильную часть для регулирования, а также уплотнительную поверхность для плотного контакта с седлом в положении «закрыто».
- Смесительные клапаны — Используются в случае, когда нужно смешать различные среды, выдерживая постоянным какой-либо параметр. Отличие смесительных клапанов от регулирующих заключается в том, что управляющее воздействие определяет расходы одновременно двух сред, а не одной.
- Регуляторы давления прямого действия — применяются там, где нужно поддерживать постоянное давление в трубопроводе. Регулирование давления может производиться после регулятора (по направлению потока среды), в этом случае регулятор называют «После себя», или перед ним, в этом случае он называется «До себя».
- Регулятор уровня -Регуляторы уровня используются в сосудах, применяемых в энергетических, холодильных и других установках. Управляются поплавком, по команде от которого происходит впуск нужного количества жидкости или выпуск лишней жидкости.