Как выполняется монтаж водопроводной муфты

Особенности многодисковых разъемных моделей

Данные виды муфт (многодисковые) встречаются в разных областях. Современные модели делаются с контактными переходниками. Диски для устройств подходят выпуклой формы. Стандартная муфта (разъемная) имеет только одну стойку. Перегородки у таких устройств производятся с малым зазором. Если рассматривать модели на два переходника, то у них имеется несколько зажимов.

Для соединения валов устройства подходят неплохо. Барабаны устанавливаются с подшипниками или роликами

Если говорить про преимущества модификаций, то важно упомянуть о том, что муфта (разъемная) не нуждается в смазке. Специалисты говорят о том, что модели данного типа очень прочно фиксируются на стяжках, и у них малый износ пластин

Корпуса могут делаться из нержавейки либо латуни. Также есть модификации, изготовленные из сплава алюминия. Они выдерживают большую температуру и часто устанавливаются в жилых домах.

Как выбрать кран

Для того чтобы выбранная модель прослужила Вам долго, нужно уделять особое внимание ряду факторов при подборе запорной арматуры:

  1. Кран должен иметь достаточную толщину носика, в противном случае он начнет протекать уже после года использования;
  2. Обязательно читайте инструкцию производителя, где указано техническое назначение крана. Не все сенсорные и термостатические модели подходят для душа, а некоторые рычажные – для раковины;
  3. Если прокладки выполнены из резины, то несколько раз в год нужно будет проводить плановый ремонт – менять их. Модели с пластиковыми прокладками несколько дороже, но зато не требуют частого вмешательства;
  4. Бесконтактные краны имеют один недостаток – их устройство нуждается в питании управляющей схемы. Её можно подключить через проводку, розетку или к переносному аккумулятору. Заранее учитывайте эти особенности сенсорных смесителей.

Что из себя представляет трубная соединительная муфта

Конструкция была частично заимствована у компрессионных фитингов для пластиковых трубопроводов. Соединение элементов трубопровода происходит за счет зажимного резинового уплотнения и разрывного обжимного кольца. Такая система способна выдерживать давление до 15 Атм., но имеет максимальный порог температуры воздействия до +85°С.

Обжимная муфта для стальных трубопроводов состоит из следующих элементов:

  • Штуцер (одно или двухсторонний). В него устанавливается патрубок магистрали.
  • Дополнительно имеет уплотнительный конус, прижимное кольцо.
  • Накидная гайка, обжимное кольцо. Монтируются на стальную трубу, необходимы для формирования герметичного соединения.

Закручивая последнее происходит герметизация соединения за счет сдавливания уплотнительного конуса прижимным кольцом. Это соединение не является неразъемным, в дальнейшем его можно демонтировать.

Фитинг: это что такое для труб в сантехнике, виды детали для соединения
Любой трубопровод, даже небольшой длины, редко бывает прямым (впрочем, и тогда к нему необходимо подключать какую-то арматуру: краны или вентили). При изменяющихся диаметрах и осях труб необходимость…

Важно: применение подобных муфт возможно только для трубопроводов с правильной геометрией. Если на патрубке есть неровности или большой слой краски (грязи), не произойдет герметизация системы.

Сцепные муфты

В приводных устройствах, часто включаемых и выключаемых, с переменным режимом работы, например в трансмиссиях тракторов и автомобилей, в передачах к металлообрабатывающим станкам, конвейерам, транспортерам и другим машинам, устанавливают управляемые сцепные муфты. Их конструктивное оформление отличается большим разнообразием, но применяют главным образом муфты сцепные кулачковые и фрикционные.

2.1. Кулачковые сцепные муфты

Наиболее простая конструкция муфты с прямоугольным профилем кулачков показана на рис. 8, а; соотношение размеров ее таково: наружный диаметр D ≈ 2,5d; длина ступицы неподвижной полумуфты l 1 ≈ 1,5d, то же подвижной l2 ≈ (2…2,5)d; осевой зазор е ≈ 5…10 мм; число кулачков z=3…5; высота кулачка h ≈ (0,3…0,5)d. Полумуфты должны строго центрироваться на валах, для точности расположения которых служит втулка в одной из полумуфт.

Эти муфты применяют для передачи значительных моментов, включение их возможно лишь при весьма малой относительной угловой скорости (порядка 1 рад/с) или же лучше при полной остановке механизма.

Муфты с треугольными и трапецеидальными кулачками допускают включение на ходу при разности окружных скоростей на среднем диаметре до 0,8 м/с:

  • треугольный профиль с углом α=30…40° пригоден для легких передач с небольшим значением Тном, так как при значительных нагрузках кулачки сминаются и изнашиваются за сравнительно короткий срок; число кулачков z≤60, что обеспечивает плавность включения;
  • трапецеидальный профиль считают оптимальным для средненагруженных муфт; угол α ≈ 3…10°, число кулачковz=5…12, высота кулачка h ≈ 0,1Dc; ширина кулачка в радиальном направлении b~(1,5…2)h.

На рис. 8, б представлены профили кулачков. Твердость рабочих поверхностей 50…60 HRC.

Рис. 8. Муфта сцепная (а) и применяемые формы кулачков (б)

2.2. Фрикционные сцепные муфты

Фрикционные муфты обеспечивают плавное безударное включение, так как в момент включения нагрузка возрастает с ростом тормозящего эффекта между дисками. Муфта передает вращающий момент за счет сил трения, создаваемых на трущихся поверхностях сцепляющихся звеньев муфты. Давление на трущиеся детали создается с помощью механизмов включения различного вида, которыми можно управлять режимом работы муфты. Наибольшее распространение получили пружинно-рычажные механизмы; для дистанционного управления муфтой удобны гидравлические, пневматические или электромагнитные устройства. Муфты работают как со смазкой, так и без нее.

Дисковая муфта с одной парой поверхностей трения (рис. 9) приводится в рабочее положение прижимной силой Fпp.

При малых вращающих моментах, передаваемых муфтой, оба диска изготовляют из металла; при больших моментах один из дисков облицовывают фрикционным материалом, что позволяет увеличить трение рабочих поверхностей и, следовательно, уменьшить силу прижатия Fпp.

Рис. 9. Фрикционная сцепная муфта

Многодисковая муфта. Для уменьшения силы Fпp и габаритных размеров муфты применяют конструкции не с одной, а со многими парами поверхностей трения – многодисковые муфты (рис. 10).

Рис. 10. Многодисковая муфта

В этих муфтах имеются две группы дисков: внутренние 2 и наружные 3. Наружные диски с D1 соединены с полумуфтой 1, а внутренние c D – с полумуфтой 5 посредством подвижного шлицевого соединения. Правый крайний внутренний диск опирается на регулировочные гайки 4; на левый крайний диск действуют силы нажатия от механизма управления. При этом сила нажатия будет передаваться на все поверхности трения.

Число ведущих дисков выбирают не более 11, так как действие прижимной силы Fпp на последние диски постепенно уменьшается вследствие трения выступов дисков в пазах полумуфт. Толщину стальных дисков принимают 1,5…2,5 мм для муфт со смазкой и 2,5…5 мм – для муфт без смазки. Зазор между дисками выключенной муфты – от 0,2 до 1 мм в зависимости от материала поверхностей трения. Все диски в муфте должны быть параллельными и соосными во избежание их местного повышенного изнашивания и нагрева.

Фрикционные сцепные муфты по форме рабочей поверхности могут быть конусные (рис. 11, а), цилиндрические с пневматическими или гидравлическими шинами (рис. 11, б), колодочные и ленточные, порошковые электромагнитные – когда между полумуфтами в корпусе помещается железный порошок. В зависимости от степени намагничивания порошка в муфте изменяется передаваемый крутящий момент.

Рис. 11. Фрикционные сцепные муфты

Угол α конусной части муфты, соединяющей полумуфты во избежание заклинивания, должен быть больше угла трения ; для чугунных муфт обычно принимают α=8…15°.

Чугунные фитинги

Чугунные фитинги для труб из стали относят к виду соединительной арматуры, которая применяется при прокладке трубопроводных разных диаметров. Ковкий чугун, применяемый при производстве – это безоговорочная гарантия практичности и оптимального соотношения приемлемой стоимости и качества. Изделия из чугуна оснащены внутренней и наружной резьбой, по этим причинам их можно использовать в любых условиях монтажных работ.

Видео

Тройник 1 1/2″ черный ЕЕ — купить фитинги для труб, тройник чугунный сантехнический

Бесспорным преимуществом в данной ситуации является то, что эти детали легко монтируются и снимаются. Все эти работы можно запросто выполнить своими руками.

Еще один плюс этих изделий это их длительный срок службы. Используя их можно быть уверенным, что они выдержат температуру до 175 градусов и давление в 16МПа.

Все чугунные изделия изготовляют в соответствии к стандартам ГОСТа.

Обширные возможности выбора, их доступная цена и быстрая доставка делают приобретение удобным и простым.

Оцинкованные соединительные элементы

Оцинкованные фитинги для стальных трубопрокатов являются состыковочными элементами для отдельных трубопрокатных изделий. Они пользуются самой высокой популярностью. Все дело в том, что оцинковка существенно повышает антикоррозийные возможности механизма, в результате он может прослужить больше 50 лет.

Видео

Производитель труб и фитингов KAN-therm

Оцинкованные варианты арматуры применяют для стыков разного вида, поэтому они подразделяются на:

  1. угольник;
  2. муфта;
  3. переходник;
  4. крестовина.

Из всех методов наиболее предпочтительным является резьбовое соединение. Оцинкованные резьбовые изделия дают возможность сделать герметичный и надежный стык. При необходимости эти детали можно применить вторично.

Размеры

Размеры соединительных элементов для стальных труб играют важную роль. Ведь их применяют для магистралей с большим количеством ответвлений и для прокладки прямого трубопровода.

При правильном подборе размеров соединительных деталей можно надежно скрепить трубопровод и отопительные аппараты с разной резьбой и из разных материалов.

Видео

Прессовой или обжимной фитинг / Press or compression fitting

Диаметры выпускаемых фитингов соответствуют диаметру производимых труб, поэтому их выбор не составляет труда. Для правильного выбора необходимо точно знать размеры, взятых для работы трубопрокатных материалов. Размеры крепительной арматуры колеблются в рамках от 16 до 110 мм.

Варианты с небольшим диаметром (до 63 мм) используют для сетей, подводящих воду, подающих тепло с давлением до 16 атмосфер. А элементы большого объема можно поставить в систему, работающую при давлении почти в 10 атмосфер.

Запорные элементы. Принципы и устройство

Водопроводные краны выпускаются с разной конфигурацией запорного элемента: шаровая, клапанная, пробковая и клиновая конструкция.

Шаровый вентиль

Шаровой называется арматура, запорный орган которой имеет сферическую поверхность.

Её конструкция состоит из следующих элементов:

  1. корпуса. Он может быть выполнен в цельносварном или разборном варианте. Вентили с цельным корпусом меньше весят, дешевле, но не подлежат ремонту. Разборные изделия имеют более сложную конструкцию, дороже стоят, но могут ремонтироваться;
  2. запора в форме металлического шара. Имеет проходное отверстие сечением, меньшим или равным номинальному диаметру вентиля, может быть плавающим или фиксированным;
  3. подвижного шпинделя, осуществляющего поворот запирающей детали;
  4. ручки съёмного типа;
  5. торцевых фторопластовых колец, обеспечивающих герметичность соединения корпуса и полированного шара.

Шаровый затвор имеет сквозное отверстие, ось которого параллельна направлению транспортируемой жидкости. Шток жёстко закреплён, и вместе с шаром образует вращающуюся ось, которая при закрытии клапана находится в перпендикулярном положении относительно направления движения водного потока. При повороте штока на 90º оси отверстия шара и потока воды совпадают и происходит подача воды.

Клапанный

В состав запорного узла клапанного вентиля входит резьбовой шток и поршень(клапан). Сечение поршня соответствует диаметру пропускного отверстия в корпусе изделия. При изменении положения клапана происходит его ввинчивание в посадочную гайку, и как следствие перекрытие потока движущейся среды.

Клиновой

Клиновым называется вентиль для воды, подвижная деталь затвора которого имеет форму сужающейся к концу пластины(клина).

При повороте ручки в положение «закрыто», клин плотно прижимается к седлу в горизонтальных плоскостях параллельных направлению потока, который в этот момент вынужден дважды изгибаться под прямым углом.

Пробковый

У пробкового вентиля перекрытие потока осуществляется пробкой в форме конуса, прикреплённой к штоку. Под воздействием рукоятки опускается шток и пробка входит в проходное отверстие, плотно его перекрывая.

Червячный

Прокладка из эластомера плотно прижимается к седлу под воздействием механизма червячного типа, который приводится в действие с помощью ручки — маховика.

Керамический

Внутри корпуса такого вентиля расположены две пластины с отверстиями продолговатой формы. Одна из них зафиксирована неподвижно в полости корпуса, другая прикреплена к шпинделю. При повороте ручки происходит смещение подвижной пластины до тех пор, пока их отверстия не совпадут и откроется проход для движения потока воды.

Вентили с электрическим приводом

Запорная арматура, оснащённая электроприводом, устанавливается в основном на магистральных трубопроводах большого диаметра.

Они управляются в автоматическом режиме дистанционно, могут также настраиваться на ручное управление с помощью штурвала. Электропривод состоит из двух основных узлов — двигателя и редуктора, для удалённого контроля оснащается указателями и датчиками положения запорного органа, для предупреждения перегрузок — специальными ограничителями. Для крепления к вентилю применяется фланцевый или муфтовый тип соединения.

Полиэтиленовые муфты

Фитинги для полиэтиленовых трубопроводов делятся на следующие разновидности:

  • компрессионные;
  • электрические;
  • защитные.

Каждый из видов подразумевает свой способ монтажа.

Компрессионными соединительными муфтами для трубопроводов можно объединять трубы как одинакового диаметра, так и разного. Кроме того, существуют специальные фитинги, которые имеют внутреннюю или внешнюю резьбу для соединения со стальными трубами, вентилями или другими изделиями, которые имеют резьбу. Таким образом, данная разновидность соединителя универсальна.

Монтаж в этом случае достаточно прост.

  1. Сначала частично разбирается сам фитинг, на пол-оборота ослабляется накидная гайка.
  2. Труба очищается от пыли, ножом или фаскоснимателем подрезается наружная фаска.
  3. На трубе отмечается глубина, на которую она должна войти в фитинг.
  4. Ввести трубу в муфту до отметки.
  5. Полностью затянуть натяжную гайку.

Несмотря на то, что гайку необходимо затянуть полностью, нельзя прикладывать чрезмерное усилие при этом процессе. В противном случае, можно повредить соединитель. Полезный совет! Для того, чтоб труба лучше входила в муфту, её рекомендуется смазать жидким мылом.


Электрические муфты применяют для соединения полиэтиленовых труб

Электромуфта представляет собой соединитель, внутри которого расположен нагревательный элемент. Монтаж в этом случае также является достаточно простым. Нужно лишь иметь источник питания – специальный аппарат.

Проводится установка таким образом:

  1. Почистить трубу от пыли и снять верхний слой полиэтилена в месте монтажа.
  2. Установить соединитель на трубу.
  3. Подать питание на клеммы фитинга.
  4. По окончанию нагревания отключить провода.
  5. Оставить конструкцию на 20 минут.

Благодаря нагревательному элементу, полиэтиленовые составляющие плавятся. После отключения питания они застывают и образуют практически монолитное и очень надёжное соединение.

Защитные же муфты используются в случае прокладки трубопровода через железобетонные стены. Постоянный контакт с железобетоном может негативно сказаться на полиэтилене, поэтому рекомендуется использовать такую защиту. Муфта представляет собой цельное кольцо, которое устанавливается в стене. Через это кольцо и следует проводить трубопровод. Установив подобную защиту, можно не переживать о влиянии железобетона на полиэтилен.

Советы по монтажу

Монтаж канализационных систем конструктивно не представляет сложности, главное не забыть, чтобы в раструбе была прокладка, да еще промазать прокладку силиконом.

При прокладке домашних систем холодного водоснабжения чаще всего применяют «холодную сварку».

Технология сварки

«Холодная сварка» напорных систем водоснабжения выполняется при помощи специального клея для ПВХ. Технология вполне банальна: смазать соединяемые поверхности, соединить, выдержать.

Порядок работ

При стыковке трубопроводов с помощью втулок имеются свои особенности, ниже поэтапно расписана последовательность выполнения работ:

  • точно перпендикулярно обрезают торцы соединяемых труб, напильником зачищают от заусенцев. Очищают от пыли и стружки с помощью ветоши. Желательно снять небольшие фаски;
  • вставляют трубы в муфту до упора, отмечают риской глубину, на которую труба вставляется в фитинг;
  • разбирают узел, обезжиривают патрубки и фитинг;
  • чистой кисточкой наносят специальный клей на один патрубок снаружи и соответствующую внутреннюю поверхность фитинга. Клей следует наносить быстро и немедленно, пока клей не подсох, вставить трубу в муфту, зафиксировать в этом состоянии 20-30 секунд. Затем следует оставить соединение на 10 минут (если температура воздуха не менее 10°С) – до прочного схватывания. С момента начала нанесения клея до момента фиксации узла должно пройти не более 20-25 секунд, иначе клей начнет застывать и качество сварки ухудшится;

  • затем промазывают вторую сторону фитинга и второй патрубок, соединяют, выдерживают;
  • необходимо контролировать глубину проникновения трубы в фитинг – она должна вставиться в муфту до сделанной отметки;
  • если соединение сделано правильно, в месте стыка появится тонкая полоска выступившего клея – ее необходимо вытереть ветошью;
  • желательно закрепить смонтированный участок в креплениях и оставить на сутки;
  • необходимо следить за тем, чтобы клей не успевал подсыхать на соединяемых поверхностях. Подсохший клей менее надежно склеивает поверхности;
  • заполнять систему водой и испытывать можно не ранее, чем через 24 часа после сварки.

На нашем видео во всех тонкостях показан процесс сварки труб:

Переходные

Иногда требуется соединить трубопроводы, которые состоят из разного материала.

Переходы на металл

  • НСПС (расшифровка: муфты неразъёмное соединения полиэтилен-сталь). В этом случае края трубопровода соединяются при помощи электросварки.
  • ДРК (расшифровка: двойной компенсационный раструб) — универсальный фитинг для соединения отрезков из любых материалов. Используется для состыковки без помощи сварки, обжимным методом.
  • Фланцевый адаптер ПФРК (расшифровка: патрубок фланец раструб компенсационный) — соединитель, позволяющий получить выход на фланец с гладкой трубы. Сочетает в себе фланцевое присоединение и свойства компрессионной муфты.С одного торца они имеет обычный фланец, который монтируется болтами к ответному фланцу металлотрубы, с другого – компрессионный переход на ПНД с использованием обжимной гайки. Не требует специальных навыков и оборудования для установки. Обеспечивает надежное соединение.

Виды сочленения на полипропилен

При сочленении полипропиленовой трубы с трубой ПНД нужно учитывать то, что у этих материалов разная температура плавления и застывания. Просто сварные фитинги сюда не подойдут, так как итоговое качество шва получится спорным. Поэтому если требуется соединить полипропиленовые и ПНД-коммуникации, то используют следующие соединители:

  • Муфты с наружной или внутренней резьбой из полипропилена.
  • Комбинированные фитинги, в которых одна сторона крепится к ПНД-трубопроводу посредством компрессии, а вторая к полипропиленовой при помощи фланца.
  • Комбинированные муфты, в которых одна сторона припаивается к полипропиленовой трубе, а вторая крепится к ПНД обжимным методом.
  • Цанговые или обжимные соединители с уплотнительным кольцом, монтируемым поверх трубы, надетой на соединительный элемент.
  • «Американка» — муфта с накидной гайкой, используется для соединения труб из разного материала при прокладывании трубопровода, по которому планируется подавать неагрессивные жидкости.

Как легко и качественно можно соединить трубу ПНД с полипропиленовой трубой смотрите в следующем видео:

Соединения разного диаметра и направления

Иногда требуется состыковать трубопроводы разного диаметра. В этом случае в зависимости от конкретного случая используют такие соединения:

  • простая компрессионная муфта ПНД с разным диаметром выходных отверстий;
  • тройник позволяет подключать к основной трубе дополнительные ответвления;
  • переходник с внутренней резьбы на наружную;
  • переходник с наружной резьбы на внутреннюю;
  • уголок или отвод, предназначенный для изменения направления или угла подачи воды;
  • водорозетка предназначена для водопроводных коммуникаций, у которых с одной стороны простой разъем, а с другой резьбовое соединение, к которому нужно присоединить смеситель или гибкий шланг подачи воды.

При выборе и покупке следует учитывать, что все переходные соединители для сочленения вертикальных коммуникаций называются концентрическими, а для горизонтальных — эксцентрическими.

Технология соединения труб с помощью электросварных муфт

Технологический процесс сварки полиэтиленовых труб электросварными фитингами не представляет сложности – трубы вставляют в фитинг, фиксируют и подают на клеммы электроток.

Схематично алгоритм можно обозначить следующим образом:

  • Трубы подготавливают для соединения. Их разрезают по размеру, делая срез под прямым углом к направляющей оси трубы.
  • Срез зачищают, освобождают от пыли, частиц материала, влаги.
  • Вставляют трубы в электросварную муфту.
  • Подключают фитинг к источнику бесперебойного напряжения.
  • Дают стыку остыть. Среднее время остывания составляет около получаса.
  • Проверяют надежность полученного соединения. Для чего промазывают стыки густой мыльной пеной и подают в систему сжатый воздух.

Нюансы расположения труб в муфте:

  • если фитинг имеет ограничительные выступы, то трубу вставляют строго до отметки;
  • если ограничителя нет, то ориентироваться следует на толщину стенки трубы – расстояние между срезами соединяемых труб не должно быть больше, чем толщина стенки трубного материала;
  • стык должен располагаться в середине муфты;
  • для соблюдения расстояний, на внешней стенке трубы рисуют круговую отметку или наносят риску.

Процесс сварки проходит в автоматическом режиме. После соединения следует проверить надежность стыка. Для этого соединение промазывают мыльной пенкой и подают носитель под давлением. Если стык не начнет пузырится, то соединение герметично.

Достоинства электросварных фитингов:

  • Простота монтажа. Доступность работ для выполнения непрофессионалом.
  • Возможность стыковать трубопровод в траншее, других труднодоступных местах.
  • Автоматизация процесса исключает человеческий фактор при монтаже.
  • Срок эксплуатации трубопровода зависит только от материалов.

Рекомендуем ознакомиться: Как правильно и надежно соединить металлическую трубу с пластиковой?

К недостаткам можно отнести высокую стоимость фитингов. Однако затраты окупаются экономией на привлечении сторонних специалистов.

Компрессионные фитинги


Компрессионная соединительная муфта для труб ПНД скрепляет их только механическим зажимом, поэтому не требует для ее монтажа специального оборудования в отличие от электрического аналога. Мало того, применение компрессионных соединений не позволяет производить сварку на месте стыка. Также компрессионные фитинги в случае надобности можно снять и переустановить на другой участок неограниченное количество раз. Их конструкция допускает соединение между собой труб разного диаметра. Еще одним существенным преимуществом этого типа изделий является их более низкая стоимость. Таким образом, в плане цены и удобства, компрессионные муфты намного превосходят электрические. Однако они менее надежны, место стыка более уязвимо.

Компрессионные муфты могут использоваться в местах разветвления, поворотов, изменения диаметра, соединения с арматурой и для переходов от ПНД труб к металлическим. Они нашли свое широкое применения в автоматических системах полива и ремонте трубопровода.

Преимущества компрессионных соединений:

  • простые в монтаже – не нужно каких-либо инструментов или специальных навыков, изделия поставляются в готовом виде;
  • несложные в ремонте – поменять любую деталь в компрессионном фитинге не составит большого труда;
  • многоразовое использование – их можно снимать и ставить более 10 раз;
  • устойчивость к коррозии;
  • возможность соединения с металлическими элементами.

Конструктивно компрессионная муфта состоит из пяти элементов:

  • корпус;
  • уплотнительное кольцо, чья задача состоит в сжимании места стыка;
  • зажимное кольцо – страхует от внезапного развинчивания механизмов фитинга вследствие гидроударов и толчков;
  • запрессовывающая втулка – держит уплотнительное кольцо;
  • крышка-гайка – удерживает весь механизм.

Таким образом, муфта механически сжимает место стыка плотным прилеганием своих частей к стенкам труб. Их обычно производят из полиэтилена.

Установка компрессионной муфты проходит в следующие этапы:

  • подготовка фитинга, его развинчивание, чтобы он мог обхватить трубы;
  • подготовка трубы, очистка от пыли на месте стыка, возможно, снятие верхнего тонкого слоя;
  • разметка труб, обозначение места, по которому она войдет в муфту;
  • Нанесение смазки на уплотнительное кольцо обоих элементов, хотя, можно просто намылить трубу;
  • стыковка элементов;
  • фиксация фитинга закручиванием накидной гайки до упора.

Конструктивные особенности корпуса

Вентили в зависимости от формы корпуса и способу монтажа на трубопроводе могут быть:

  • прямоточными — в них поток транспортируемой жидкости движется через корпус от входа к выходу, не меняя направления, ось шпинделя располагается под углом к оси проходного отверстия. Такая конструкция способствует спрямлению потока и снижению гидравлического сопротивления, но увеличивает рабочий ход затвора, параметры строительной длины и массы изделия;
  • проходными — изделие с одинаковым направлением потока движущейся воды на входе и выходе и смещёнными параллельно друг друга осями входного и выходного патрубков. Проходя через корпус вентиля, поток воды вынужден совершать как минимум два поворота под прямым углом, что приводит к образованию высокого гидросопротивления и образованию зон застоя;
  • угловыми — в них поворот потока на 90º происходит один раз, поэтому и более низкий уровень гидравлического сопротивления. Такие изделия имеют ограничения по области использования — размещаются на плане трубопровода только на его поворотных участках;
  • смесительными — в них регулировка пропорций воды происходит за счёт механического вращения внутренних элементов корпуса. Предназначены для перекрытия и смешивания потоков холодной и горячей воды.

Обгонные и центробежные муфты

Обгонные муфты, или муфты свободного хода, автоматически сцепляют и расцепляют валы в зависимости от соотношения угловых скоростей валов. Если скорость ведущего вала больше скорости ведомого вала, то муфта сцепляет валы. При меньшей скорости ведущего вала муфта расцепляет валы, не препятствуя ведомому валу свободно обгонять ведущий вал, откуда и происходит наименование муфт. Муфты свободного хода широко применяются в велосипедах, мотоциклах, коробках передач автомобилей, металлорежущих станках и других машинах.

По способу сцепления полумуфт различают храповые и фрикционные обгонные муфты. Наиболее распространены фрикционные обгонные муфты с роликами, так как у них почти полностью отсутствует мертвый ход и работают они бесшумно.

Обгонная фрикционная муфта с роликами (рис. 12) состоит из двух полумуфт – звездочки 1 и обоймы 2 – и роликов 3, расположенных в сужающихся в одном направлении пазах между звездочкой и обоймой.

Рис. 12. Обгонная фрикционная муфта с роликами

Каждый ролик отжимается пружиной 4 в сужающуюся часть паза. Если ведущая полумуфта – звездочка, то сцепление валов может происходить только при вращении ее по часовой стрелке, а если ведущая полумуфта – обойма, то сцепление валов может произойти при вращении ее против часовой стрелки. При указанном вращении ведущей полумуфты каждый ролик закатывается в сужающуюся часть паза и заклинивается между полумуфтами, в результате чего и происходит сцепление полумуфт и соединение валов. При обратном вращении ведущей полумуфты ролики выкатываются в более широкую часть пазов и полумуфты расцепляются. Полумуфты и ролики при передаче больших нагрузок изготовляют из стали ШХ15 с термообработкой 58…60 HRC, а при небольших нагрузках – из сталей 20Х и 40Х с термообработкой 50…54 HRC.

Диаметр и длину ролика можно выбрать по следующим соотношениям: dp ≈ 0,125D; l=1,5d, где D – диаметр рабочей поверхности обоймы.

Муфты свободного хода применяют для валов диаметром 10…90 мм, число роликов 3…5, диаметр рабочей поверхности обоймы 32…200 мм, момент, передаваемый муфтой, – 0,25…7,7 Н•м.

Центробежные муфты по способу сцепления полумуфт представляют собой фрикционные муфты, в которых в отличие от фрикционных управляемых муфт сцепления полумуфты сцепляются или расцепляются автоматически с помощью специальных грузов, находящихся под действием центробежных сил и пружин. При достижении ведущим валом определенной угловой скорости центробежные силы, действующие на грузы, связанные с одной из полумуфт, преодолевают силы пружин и прижимают (или отжимают) эти грузы к другой полумуфте, в результате чего полумуфты и соединяемые ими валы сцепляются (или расцепляются).

По устройству центробежные муфты представляют собой фрикционные муфты, у которых механизмом управления служат грузы-колодки 1 (рис. 13), находящиеся под действием центробежных сил. При достижении ведущим валом заданной угловой скорости центробежные силы, действуя на грузы, производят включение муфты. Передача вращающего момента осуществляется силой трения, пропорциональной квадрату угловой скорости.

Рис. 13. Центробежная колодочная муфта

В современном машиностроении применяются конструкции центробежных муфт, которые служат для разгона механизмов с большими маховыми массами при двигателе с малым пусковым моментом, для повышения плавности пуска, для предотвращения разноса машины и т. п. Размеры муфт принимают конструктивно. Рабочие поверхности трения грузов проверяют на износостойкость аналогично фрикционным муфтам.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий